CqQRcNeHAv

Место истории в жизни молодого поколения.

Мирзаханов Ильнур Фидратович

Учитель истории МКОУ Шугурской СОШ

 

«А зачем мне нужна ваша история?» именно с этим вопросом я столкнулся в 2016 году, в год, когда только впервые пришел на работу в школу после окончания университета. Я как сейчас помню, какой холод повеял от этих слов и как меня пронзил озноб, но держать удар нужно было, несмотря ни на что. Первые уроки истории во всех классах необходимо было посвятить именно этой дискуссии. Дети активно взялись за обсуждение предложенного вопроса, но все же в конце урока в глазах большинства учащихся было видно их безразличие. Почему же так произошло? Почему в мои школьные годы даже самый нерадивый ученик с радостью ждал урок истории, где взахлеб вступал в дискуссию с учителем и одноклассниками, до дыр зачитывал учебники, выданные школьной библиотекой, и старался найти еще больше нового и свежего материала? Почему тогда изучение документов, просмотр кинохроник и проведение мероприятий, связанных с героической доблестью и самоотверженными поступками нашего народа, вызывали у всех слезы на глазах, а сейчас безмолвие и пустоту? На эти вопросы поможет нам ответить сама история.

За XX век наше государство дважды очень круто сходило с дороги: в 1917 и в 1991 годах. Многие традиции были утрачены, а новые пока находятся на стадии формирования. Молодое государство, вступившее на новый путь развития и пытающееся порвать избранно с прошлым, не сформировало пока четкого вектора, по которому ему предстоит двигаться вместе с ее гражданами. Еще в университете я заметил различие между нами, студентами 5 курса исторического факультета и первокурсниками. Они пришли в педагогический вуз по остаточному принципу, не поступив на другие престижные специальности, чего даже и не скрывали. Отсюда мы и получили на выпуске учителя с неустоявшимися позициями в области преподавания своей дисциплины. Мы получили учителя, который хочет просто существовать спокойно, а значит, появятся точно такие же дети в школах, эта тенденция уже намечена, и, я думаю, никто отрицать этого не станет.

Каша в головах наших детей, вызванная атакой интернета, государственной пропагандой по федеральным каналам, альтернативной историей, теперь еще подкрепляется и качеством преподавания, и пассивностью родителей в этой сфере знаний. Статистика все это подтверждает. В 2020 году историю в качестве государственной итоговой аттестации выбирали 16.6% выпускников, впереди юные математики, физики, биологи, наступают уже на пятки информатики и химики. Все больше дети уходят в те области, где уже испокон веков сложилась четкая модель, где царят правила, законы, формулы, теоремы, аксиомы, не требующие доказательств.

Я уже как-то оговорился про учителя, который хочет просто существовать спокойно. Разберем этот момент на моем хоть и небольшом, но все же педагогическом опыте. 7 ноября 2017 года наша страна отмечала 100-летие Великой Октябрьской Социалистической революции. Мы с моим классом решили объективно рассказать о событиях того времени. В течение полугода ребятами углубленно изучалась история соответствующего периода и писался сценарий спектакля. Премьера спектакля вызвала бурные овации и активное, доброе обсуждение между

детьми и взрослыми. Спектакль оказался настолько успешным, что даже был отмечен на первых полосах районной газеты. Но все же маленький осадок остался, так как от взрослого зрителя прозвучало, что лучше события, связанные с революцией в нашей стране, особо не затрагивать. 12 декабря 2018 года наша страна отмечала 25-летие принятия Конституции. Я и мой класс не могли оставить в стороне столь значимое событие нашего молодого государства. Опять началась грандиозная подготовка, итогом которой стал спектакль. А дальше уже не было оваций, а последовала критика и жалоба администрации в следственный комитет с целью проведения профилактической беседы с учителем истории, т.е. со мной. Это один из немногих способов, как сделать учителя истории винтиком в государственном механизме и как его сделать именно тем учителем, который хочет просто существовать спокойно. Инициатива в наше время, оказывается, тоже наказуема. И, я думаю, вы прекрасно понимаете, что такие случаи неединичные в нашей стране. Все больше мы видим, что история становится инструментом идеологий, тем самым происходит уничтожение исторического мышления, с ее заведомо предполагающим существованием нескольких точек зрения. И тут я невольно вспоминаю слова декана моего факультета: «Рюриковичи правили больше семи веков, Романовы 304 года, Советское государство просуществовало 74 года, сколько же продержится Россия?»

«А зачем мне история нужна?» Мне 30 лет, 5 лет я проработал в школе, и теперь я сам задаюсь этим же вопросом. Ведь все идет к тому, что я стану простым средним учителем истории, все реже буду вникать в современные дискуссионные вопросы, а если и буду это делать, то с помощью официальных информационных источников. Огромное время буду уделять всероссийским проверочным работам и государственной итоговой аттестации, что сделает мои уроки формальными, а значит, они все больше будут восприниматься негативно учащимися. Получается, мы постепенно приходим к тому, от чего так упорно отказывались и уходили в течение двух десятилетий. А ведь история в жизни молодого поколения очень важна. Она позволяет развивать критическое мышление и становится главным фундаментом построения гражданского общества в любой стране, тем самым выполняя важнейшую общественную роль. Надеемся, что историко-культурный стандарт, введенный в школах, деятельность российского военно-исторического общества, правильная подготовка студентов вузов исторического факультета, в конце-то концов, поднятие престижа профессии «учитель» позволит вернуть историю в жизнь молодого поколения. Вернуть не просто формально или на бумаге, а сделать по-настоящему для многих важным вектором развития. Ведь мы знаем точно, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, но и дважды в одну реку уже народ входить не хочет.

 

 

(Общее количество просмотров - 118 )