CqQRcNeHAv

М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ

Тезисы

 

Нравственные нормы хантыйского общества

В конце 1980-х гг. среди народов Севера, в том числе среди хантов, быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение национальных культур. Национальная интеллигенция обращала особое внимание на богатое культурное наследие предков. С ростом самосознания чрезвычайно актуализировалась историческая память народа, что обусловило стремление к воссозданию его прежнего, почти утраченного образа жизни, языка и культуры, в том числе, и этических традиций.

Этика в течение многих тысячелетий была народным знанием, длительное время являлась народным нравоучением, служа делу воспитания индивидов и охраны духовного здоровья общества.

Для понимания основ традиционной этики хантов важно знать общий уклад жизни народа и особенно наиболее близкие к этике аспекты – мировоззрение и социальную организацию.

Большая часть населения – это таёжные полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством – на севере, и скотоводством – на юге. Для каждого времени года у них имелись сезонное поселение и жилище, кочующие оленеводы постоянно жили в чуме.

Предметы домашнего обихода изготавливались из дерева, кости, шкур.

Основной пищей хантов в прошлом были рыба и мясо. Из дикорастущих потребляли главным образом ягоды. Блюда из муки и круп, хлеб широко распространились только в последние века.

***

Основой хантыйского общества в 17 – 19 вв. были семья и юрта-посёлок. Семья была патриархальной: главой считался мужчина, счёт родства вёлся по мужской линии, при разводе дети оставались у отца, женщина во многом зависела от мужчины.

Фольклор хантов – это уникальный памятник, в котором отразилось своеобразие культуры народа. Во многих его жанрах прослеживается воспитательная, нравоучительная функция: не покидать в беде ближнего, помочь слабому, не зариться на чужое добро и т.д.

До нас дошли сведения, что у богатых хантов было в обычае делиться  с бедными оленями из своего стада, о правилах охоты на территории чужого рода, о правилах пользования чужими ловушками и т. д.

« Редкая и отличительная черта их нравственности есть дружелюбие… Северные остяки сохраняют обычаи своих предков, тогда как другие, живя между русскими, много отступили от прежнего рода жизни, сделавшись пронырливыми и хитрыми». Ф. Белявский. Первая половина 19-го века.

«В нравственном отношении всё остяцкое племя славится строгой честностью, необыкновенной услужливостью, добродушием и человеколюбием». А.М. Кастрен, 1845 год.

«Иртышские остяки, по мере успехов своих в образовании начали утрачивать эти прекрасные свойства». Там же.

«Уголовные преступления среди остяков встречаются очень редко. К наиболее часто встречающимся относятся: ссора, оскорбление, драка, нанесение побоев, поражение, очень редко кража и насилие. Особенно тяжким из преступлений считается кража, когда бесчестье преступника распространяется в сознании остяков на всю семью и даже на ближних родственников. Таким образом оберегается честь рода, доброе имя семьи. Отличительной чертой в семье хантов является особенная любовь и к детям, и к их матери». М.Б. Шатилов, «Ваховские остяки» (1931).

***

Самыми существенными из отношений для хантов являлись и до сих пор остаются отношения, складывающиеся в системе человек – природа, а также в обществе – между членами коллектива. Отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегались традицией, закреплялись в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Ханты общее благополучие человека связывали с действием небесных светил, животных, деревьев, огня, живых и умерших родственников. От высших сил зависят промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, о сверхъестественных существах, живых и неживых предметах, о болезнях, об окружающем мире.

Сегодня нормативная культура хантов деформирована. Связано это с разрушением институтов самоуправления (родовых и начальных общин), структурой расселения (перевод на оседлость и укрупнение посёлков), ликвидацией слоя лидеров-шаманов, заменой семейного воспитания школами-интернатами.

Начало 1990-х гг. интересно тем, что к научному изучению хантыйской культуры приступили сами представители этого народа.

Этические установки хантов представляют собой сложную систему. При этом основной формой регламентации нравственной жизни у них были запреты, а не положительные предписания, которые были само собой разумеющимся и вытекали из поведения людей, зачастую не имея словесной формы выражения. Форма молчаливого диалога «Делай как я». В семье не было принято говорить: люби маму, бабушку, помогай, добывай им пищу, — это было естественным, потому что так делали взрослые.

По этическим представлениям хантов, наказания за нарушение запретов, безнравственные поступки несли не только те, кто их совершил, ответственность за них ложилась чаще всего и на его семью и род. У хантов наказание накладывалось на его род, живущий ныне, и даже будущие поколения. Наказания следовали в форме болезней, необъяснимого поведения человека и даже смертельных исходов. Поэтому нарушение запретов – это выход за грань недозволенного.

 


>>>>>

 

(Общее количество просмотров - 88 )