CqQRcNeHAv

М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ

Этика социальных взаимоотношений

В системе духовных ценностей ханты имели свои представления о человеке, основанные на их традиционном мировоззрении. Их система этических и этикетных установок регламентировала взаимоотношения между близкими и дальними родственниками, с чужими людьми, а также со сверхъестественными существами.

 Одним из главных механизмов существования традиционной культуры является ориентация на образ идеального, совершенного человека. Традиционная хантыйская этика включает в образ идеального, нравственного человека то, что свойственно конкретному человеку, личности в проявлениях разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли сделать доброе дело, умеет ли держать слово, имеет ли он собственное мнение, может ли принять самостоятельное решение, отвечает ли за свои действия.

Идеальный человек у хантов – это тот, кто живёт традиционной жизнью, по законам предков, соблюдает все религиозные обряды, обычаи, знает фольклор своего народа. Всё это выражается в личности человека, в его одежде, орнаментах, украшениях, в способе изготовления вещей, манере поведения, соблюдении нравственных законов, принятых в его среде, свойственных мировоззрению народа.

***

В традиционной культуре хантов, как и во всех других культурах, личность формируется в определённых общественных условиях, постепенно усваивая опыт прежних поколений: язык, знания, мораль, право, обычаи, вырабатывая своё отношение к религии и т.д. Всё это делает человека человеком. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя как личность, пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно.

Согласно нравственным нормам, категорически запрещалось считать людей в семье, и живущих, и мёртвых. Это было одним из охранительных правил человеческой жизни. Каждый человек сознавал себя личностью, уважал себя и заставлял других уважать себя. Это выражалось в трудовой деятельности, в быту, в общении друг с другом, в религиозных верованиях, в поведении и т.д. Чтобы заслужить уважение людей, прежде всего у самого человека должны быть чувство собственного достоинства, а также человеколюбие, доброта, открытость души. К такому человеку всегда относятся с уважением и доброжелательностью.

С точки зрения хантов, с добрыми мыслями человек сделает больше добрых дел и для себя, и для окружающих, а значит, доброе дело и ему добром обернётся.

У хантов не принято было разглядывать человека в упор, при этом взгляд чаще останавливался на украшениях, орнаментах. Это и было основной функцией украшения – не дать себя «сглазить». Нельзя было разглядывать священные реликвии чужого рода. Проезжая мимо священных мест, представителю чужого рода нужно было отвернуться, опустить глаза, иначе они могли заболеть.

Поведенческая культура хантов осуждала человеческие пороки. Как правило, не пользовались уважением люди хвастливые, завистливые, им не доверяли. В основном, люди избегали хвастовства, так как за это духи могли лишить хвастливого человека или удачи на промысле, или счастья в доме, в семье. Трусость, жадность и другие пороки осуждались также и в хантыйском фольклоре.

***

Во время «Медвежьих игрищ» исполняется много сценок, высмеивающих конкретные поступки людей. Одной из сценок во время праздника является пантомима, в которой изображается хвастливый и трусливый охотник, похваляющийся тем, что добыл много зверей, среди них и медведя, но тут же падающий в обморок при одном взгляде на маленького мышонка. Люди, которые узнавали себя в сюжетах сценок, не обижались, они смеялись вместе со всеми. Сам праздник включал в себя очень много компонентов, среди них морально-этические. После того, как проступок (воровство, обман) человека был воплощён в художественном образе и вынесен на всеобщее осмеяние, человека уже за это не подвергали наказанию. Считалось достаточным, что медведю известно о недостойном поступке человека, и он должен осознать свой проступок и больше не повторять ошибок, иначе его могут покарать. Однажды высказавшись по поводу проступка, совершённого человеком, больше к нему не возвращались.

Ханты – по натуре немногословный народ. Болтливость среди них считается одним из непростительных пороков. Люди подолгу живут небольшими коллективами в семье, на рыбалке, на охоте. Они обязаны сохранять нормальный рабочий психологический климат в своей среде. Любая сплетня, слух, неосторожное слово могут привести к самым серьёзным, часто гибельным последствиям… Поэтому своих близких, родственников редко ругали, тем более не проклинали. Если и приходилось ругаться, то не произносили слов проклятий, связанных с богами, с духами. Опасались и того, что слова проклятия могли вернуться обратно и обернуться злом, нанести вред ругающемуся или вредящему. В этом случае произносили: пусть твои злые дела вернутся к тебе. И верили, что злые дела вернутся с удвоенно злой силой к тому, кто их совершал по отношению к другому человеку. Зная это, ханты старались не вредить другому.

***

Исследователи и путешественники отмечали у хантов чистоту их нравственных отношений. Хантов всегда отличали честность, правдивость, доброта, благодушие, человеколюбие. Этим объясняется отсутствие у них стремления к преступности, почти полное отсутствие крупных преступлений, особенно убийств. Ссоры между ними были весьма редки и прекращались без всякой вражды.

В духовном облике народов Севера, в том числе и хантов, прослеживается высочайший уровень человечности в сочетании с почти детской наивностью, доверчивостью и непосредственностью. Венгерский учёный Антал Регули, будучи в 1844 году в Берёзове, писал о хантах: Где же на свете есть такой цивилизованный народ, который в словах своих и поступках более прямой и нравственный, чем они?

 


<<<<<     >>>>>

 

 

(Общее количество просмотров - 48 )