CqQRcNeHAv

М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ

Предписания и запреты, связанные с принадлежностью к полу

В традиционной культуре хантов все «роли» между членами семьи, рода, коллектива были распределены. В самом слове «ханнэху» (ханты) – человек, — объединены два – нэ – женщина, ху – мужчина, что сразу же говорит о нераздельном существовании мужчины и женщины.

Семейная жизнь хантов протекала, как правило, размеренно, спокойно. В ней не было места бурным проявлениям чувств и пышным торжествам. Отношения членов семьи были ровными и большей частью дружелюбными.

Обычно жена не называла своего мужа по имени. Говоря о нём, она пользовалась такими словами: мой муж, мой хозяин. Муж, в свою очередь, говорил о жене: моя жена. Иногда муж и жена обращались друг к другу: отец, мать.

Мужчины награждали женщин различными эпитетами: красивая женщина, проворная женщина, вездесущая женщина. А иногда и такими: злая женщина, без рук, без ног женщина (о ленивой).

О мужчинах женщины отзывались следующим образом: богатый мужчина, знатный мужчина, весельчак.

Главой в семье считался мужчина, а женщина во многом подчинялась ему, при этом каждый имел свои обязанности, благодаря чему регулировались межличностные отношения: бревенчатый дом строил мужчина, а чум из лёгких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а готовила их на каждый день и впрок женщина; нарты и лыжи изготовлял мужчина, а одежду – женщина. Конечно, распределение обязанностей было не абсолютным. Мужчина при необходимости сам мог приготовить пищу, а среди женщин и сейчас есть замечательные охотницы.

Всё это способствовало сохранению нравственных норм, гармонии межличностных отношений, гарантировало от конфликтов.

В традиционной жизни очень чётко были определены взаимоотношения мужчины и женщины в семье. Правила предписывали женщине определённый порядок поведения со свёкром, деверем, мальчиками в семье. Эти отношения регулировались соблюдением обряда «избегания» друг друга. Под обычаем избегания в этнографической литературе понимается совокупность различных запретов, соблюдаемых членами семьи или родственниками в отношении друг к другу.

Придя в дом мужа, молодая женщина начинала соблюдать обряд избегания. Она закрывала лицо платком от родственников мужа по мужской линии. В таких же отношениях с этими родственниками была и мать молодой жены. Женщины в присутствии таких родственников натягивали на лицо головной платок, поворачивались к ним боком или спиной, молчали или разговаривали тихо. Мужчина при входе в жилище, где находится избегающая его женщина, предупреждал о своём появлении покашливанием. Он как бы не замечал её присутствия и не смотрел в её сторону даже при непосредственном обращении.

Родственники, соблюдающие обычай избегания, обращались друг к другу в третьем лице и не употребляли при этом прозвищ или имён. Например, свёкор, обращаясь к жене сына, говорил: пусть она (невестка) позовёт ребёнка. Не принято было просить о чём-то женщине (тёще) мужа дочери (зятя) и мужчине мать жены (тёщу). По возможности этих просьб старались избегать, чаще всего посредниками между ними были дети или ещё кто-то. Такие взаимоотношения являлись регулятором родственных отношений между семьями мужа и жены, создавали спокойную психологическую атмосферу, регулировали нравственные отношения в семье.

В правилах избегания заложено глубоко нравственное содержание: с помощью их осуществлялось регулирование брачных отношений – предотвращались кровосмесительные браки и случайные связи.

***

Как только девушка достигала возраста половой зрелости, она начинала соблюдать ряд ограничений, запретов, жить по законам, принятым в данном окружении. С этого времени её социальная роль менялась. Теперь она должна была подчиняться тем правилам, которые обязаны соблюдать женщины в семье, обществе.

Женщине не положено было переступать через вещи, принадлежащие мужчине, проходить на мужскую половину дома, трогать без нужды предметы религиозного значения, бывать на священных местах, шить священные орнаменты, слушать священные сказания и песни подобного содержания. В определённые дни запрещалось есть мясо лося, медведя; разделывать и есть запретный для рода вид рыбы, птицы; разбрасывать свою обувь, одежду; взбираться на крышу дома; обходить вокруг дома. Все запреты, ограничения девушками выполнялись с пониманием, так как психологически в этом возрасте они были уже готовы к соблюдению таких ограничений.

По нормам, принятым у хантов, женщина не должна была вмешиваться в мужской разговор; по отношению к главе, старшему она должна была выражать уважение.

Мужчины, в свою очередь, не должны были вмешиваться в женские дела: не говорить о женских духах, о беременности женщин, о «запретах» женщин. Существовала целая масса запретов для мужчин относительно женских предметов и наоборот. Нарушение имеющихся предписаний отрицательно влияло на общий ход жизни.

С первых дней семейной жизни молодые не показывали посторонним своих отношений, боялись «сглаза, порчи». Многие стороны их личной жизни тщательно скрывались и оберегались. Не принято было мужу с женой ходить обнявшись, под руку или держаться за руки. Обычно муж всегда шёл спереди, жена – сзади, а дети – рядом с родителями или между ними. Такой порядок соблюдался и когда муж с женой ехали на оленьих упряжках. Мужская нарта шла впереди, а женская сзади. Мужчина был сильнее, прокладывал дорогу, предупреждал об опасности. То, что женщина всегда следовала за мужем, было с её стороны проявлением уважения к нему как к главе семьи. В этих правилах поведения мужа и жены отчётливо просматриваются запреты на организацию пространства в оппозиции «впереди – сзади». Такие предписания были направлены на здоровый семейный климат.

Сохранению добрых семейных отношений способствовали частые и длительные отлучки мужа, когда он уходил на долгие зимние месяцы на охоту. В семье его ждали, готовились к его возвращению. Оно было всегда событием, торжеством. После возвращения мужа с промысла его сырую одежду, обувь сушила, чинила женщина. На людях, в обществе и мужчина, и женщина были одеты аккуратно и чисто. Если мужчина появлялся в обществе в неопрятной, непочиненной, непросушенной одежде, то осуждение со стороны других людей вызывала прежде всего жена, мать или женщина, которая живёт рядом. Поэтому женщина считала своей обязанностью следить за одеждой мужчины.

***

Если понаблюдать со стороны за хантыйской женщиной, то можно увидеть, что она не делает резких движений, все её движения размеренны, она не суетится, не смеётся громко, не вмешивается в чужой разговор, очень мало жестикулирует. Хантыйская женщина всегда была уравновешенной, сдержанной, одинаково ровной в общении со всеми окружающими её людьми. Осуждение у окружающих, как правило, вызывала женщина болтливая, невыдержанная, в руках которой не было рукоделия. В традиционной жизни хантыйскую женщину почти не увидишь без дела. Даже в пути по ягоды у женщины руки были заняты выделкой шкуры или ссучиванием ниток.

Такое трудолюбие воспитывалось с детства.

Ханты – народ сдержанный. Хантыйская женщина сдержанна вдвойне.

Женщина брала на себя гораздо больше, чем мужчина. Считалось, если женщина не будет выполнять нравственные нормы, принятые в данном обществе, это нарушит порядок, приведёт мир к хаосу, к гибели не только семьи, рода, но и всего этноса. Это будет возмездием за нарушение норм жизни, принятых в данном обществе.

Женщина умеет так обойтись с мужчиной, что ему не придётся очищаться, она для него как святыня. Если женщина не будет следовать всем нравственным правилам, то мужчина обессилеет. Его духи-охранители в таком случае окажутся бессильными перед натиском злых и вредных духов со стороны других людей. И тогда мужчина окажется непригодным для жизни. Он не сможет добыть зверя, птицу, содержать семью, вести хозяйство, продолжать род, а значит, сохранять свой род. А чтобы не нарушилась гармония жизни людей, поведенческая культура, женщина должна быть на самом высоком нравственном уровне. Такова жизненная философия хантыйской женщины.

 


<<<<<     >>>>>

 

 

(Общее количество просмотров - 52 )