CqQRcNeHAv

Глава 1. ЦЕНА ВОПРОСА О ЗЕМЛЕ

Спасибо тебе, Эстония!

 

Эстонию мне тоже подарила Ева. Увидев в 1996 году фильм «Путём Хозяйки Агана», она предложила мне принять участие в Международном кинофестивале антропологических фильмов в Пярну, возглавлял который к тому времени уже наш общий знакомый, известный кинодокументалист, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР, режиссёр  Марк Соосаар (как раз в те годы Марк снимал в Сургутском районе фильм «Отец, сын и дух святой» про семью Петра Молданова, там мы и познакомились).

.

.

Ева состояла в отборочной комиссии фестиваля, она и отвезла «Хозяйку» в Эстонию. К тому времени фильм уже был призёром нескольких российских телефестивалей, поэтому я надеялась, что и в Пярну он будет замечен. Это был первый зарубежный город, куда отправился мой фильм. Потянулись недели мучительного ожидания. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что фильм не прошёл отбор! «В нём слишком много слов за кадром, и слишком слабая видеорежиссура, а в документальном кино картинка должна говорить сама за себя» — таков был   приговор Марка. Именно эти слова станут одним из поворотных моментов в моей творческой жизни: с тех пор за кадром будут говорить только мои герои.

И всё же, выпросив у телекомпании командировку,  я поехала в Пярну, чтобы снять программу «Истоки» об этом фестивале. В компании нашлось достаточно денег, а у меня – веская причина: эстонский кинорежиссёр Валентин Куик представлял в Пярну свои фильмы «Голоса» и «Полёт». Фильм «Голоса» рассказывает о том, как известный хантыйский писатель и общественный деятель Еремей Айпин, баллотируясь в 1989 году в Государственную Думу, ездил по территории Сургутского района, набирая голоса избирателей, и как его исключили из списков; а «Полёт» — это небольшая зарисовка о том, как по осени вертолёт собирает хантыйских ребятишек в школу-интернат. Постольку-поскольку представлять «Голоса» приехал и сам главный герой, Еремей Айпин, а действие в обоих фильмах происходило на территории Сургутского района, — у меня были все основания для съёмок. Правда, оператора с действующим загранпаспортом в то время не нашлось, я поехала в Эстонию одна, с мыслью выкупить видеоматериал у эстонского телевидения либо «взять в аренду» одного из местных операторов.

Так в 1996 году я впервые попала на международный кинофестиваль, а Эстония стала моей первой «зарубежной страной».

Ева же продолжала внимательно следить за моими фильмами, и спустя несколько лет, организовав уже свой фестиваль в молодом университетском городе Тарту, где в то время жила и читала лекции студентам университета, пригласила туда пятидесятидвухминутную картину «Мастер и Евдокия».

***

Эстония сложная страна. Не секрет, что в России к ней относятся весьма и весьма противоречиво. Но нельзя отрицать того, что это страна молодых ученых. Эстонцы бережно хранят свои культурные традиции, уважительно относятся к чужим.

Кинофестиваль визуальных культур мира, Worldfilm,  появился в Тарту при поддержке международного сообщества антропологического фильма. Среди членов этого сообщества — кинопроизводители, исследователи, организаторы фестивалей, студенты. В отличие от конкурсов на лучшего сценариста, режиссера, оператора, подобные просветительские фестивали Европы не предполагают профессиональных наград и высоких лауреатских званий, но становятся всё более востребованными по всему миру: люди нуждаются в информации.

Фестиваль – это арена для встречи разных культур, — рассказывает программный директор фестиваля, кинорежиссер Лийво Ниглас. — В этом году (фестиваль, где я представляла «Мастера и Евдокию», был третьим по счёту) он привлек более чем 4500 зрителей, это в 2 раза больше, чем в прошлом. В общей сложности на экране были показаны 44 фильма, которые нам пришлось отобрать из более сотни присланных на фестиваль. 21 фильм был представлен авторами из Голландии, Португалии, Германии, Швеции, Мексики, Македонии, Соединённых Штатов, как молодыми, так и всемирно известными кинопроизводителями, такими как Арто Халонен и Эверардо Гонзейлз (в тот год я была единственным представителем из России).

В дополнение к главной программе фестиваль отдал дань умершему в том году американскому режиссеру-документалисту Джону Маршаллу, ретроспективу фильмов которого представила директор центра Маршалла в Бостоне Синтия Клоз.

А в холлах фестивальных залов расположилась выставка фотографии «Один и Вместе» Доджа Тамма. Символом фестиваля стала юная африканская Джоконда, именно её жители Тарту могли наблюдать на плакатах, проспектах, в местной прессе и других многочисленных «посланиях к человеку» в фестивальные дни.

Особенность подобных просветительских фестивалей такова, что показ фильма обязательно должен сопровождаться комментариями автора. Автор встречается со зрителями, отвечает на вопросы.

— Такие фестивали, — рассказывает студентка Лоце Холанде, — помогают людям понять, что происходит в мире. Но фестиваль несёт, мне кажется, не только познавательную функцию. Здесь у молодых людей формируется гражданская позиция по отношению к тому или иному событию, явлению…

А вот отзыв ещё одной студентки из Тарту, Соне Вахене, мне он особенно дорог:

— Я студентка факультета антропологии, и уверена, что то, что я увидела на этом фестивале, мне в жизни обязательно пригодится. Мы стали богаче. А ещё фестиваль, благодаря, может быть, его организаторам, несёт огромный заряд доброты к миру, готовности его защитить.

Особенно мне запомнился фильм из Сибири. Ханты – наши родственники, у нас в Эстонии такого образа жизни уже не найдешь, а вы сохранили. Я желаю вам мудрого руководства, чтобы как можно дольше у вас в Сибири оставались такие самобытные люди.

Я думаю, что ваш округ, как и любая территория, которую ещё населяют такие народы, несёт ответственность перед мировой общественностью за их сохранение.

***

Как и другие авторы, я тоже рассказывала зрителям обо всём, что думаю, что чувствую. Вопросов после показов фильмов о нашей культуре много всегда, в какой бы стране не проводился подобный кинофорум. Отвечать приходится за всё: начиная от корней сибирского шаманизма, заканчивая политикой Путина в отношении национальных округов. Фильм «Мастер и Евдокия» зрители всегда принимают с большим интересом, думаю, даже не столько из-за самих героев, а именно благодаря тому образу жизни, который вокруг присутствует.

Ещё одна особенность фестиваля в Тарту: фильмы, составившие его программу, в течение всего постфестивального года ещё раз показываются на так называемых «Вечерах  Worldfilm в Тарту», с обсуждениями зрителей, в присутствии экспертов. Те же, кто уже посетил фестиваль, на повторную встречу с полюбившимся фильмом наверняка не только придут сами, но и приведут своих друзей, не успевших его посмотреть.

А в сотрудничестве с Эстонским Национальным Телевидением фестиваль Worldfilm доносит эти фильмы до более широкой аудитории.


<<     >>

 

(Общее количество просмотров - 33 )