CqQRcNeHAv

М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ

Нравственные аспекты в сфере «человек – природа – труд»

Жизнь на Севере выработала у местных народов особое отношение к природе – это принцип биосферного равенства как признание равных прав всех живых существ.

Промысловая этика хантов была ориентирована на то, чтобы проводить «извинительные акты» перед природой: поклонениями, жертвоприношениями, дарениями человек как бы откупался от природы за содеянное.

***

Природоохранительные функции были заложены частично в запретах на добычу тех или иных животных в определённых социальных коллективах. В одних группах не разрешалось есть щуку, а в других – убивать гагару, таким образом как бы стихийно регулировалось сохранение разных видов животного мира. Ханты наблюдали за природой, природными явлениями, знания об окружающем мире использовали в своей жизнедеятельности.

В мировоззрении хантов священные места – это настоящие заказники. В таких местах нельзя было трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. По сведениям информантов, во время общих коллективных священнодействий, чтобы не осквернить землю, подошвы ног обёртывали берестой. Таким образом оберегалась, освещалась земля, на которой жили.

Целый ряд установлений  издавна направлен на сохранение потомства животных, рыб. Ханты строго следили за соблюдением сроков охоты. Не допускались охота на стельных самок и молодняк, на пушного зверя, на зверя в период его линьки. «Как крестьянину не придёт в голову снять недозревший хлеб, так и туземец не бил раньше «невыходную пушнину». В.В. Васильев. 1929 год.

***

Ханты жили за счёт продуктов природы, поэтому к зверям и птицам относились уважительно. Не разоряли птичьих гнёзд. Если брали из птичьего гнезда, то всегда часть оставляли. Особое отношение было к медведю, лосю. Никогда не произносили их настоящие названия. По отношению к ним использовались эффемизмы. Ханты боялись плохо говорить и думать о медведе, так как он мог за это наказать человека. Считалось, что даже зимой он записывал на лапу, кто и что о нём сказал.

При добывании медведя совершали обряд извинения перед ним. У хантов была выработана целая система церемоний по проведению «Медвежьих игрищ». Эти игрища выполняли наряду с социальными и моральные функции. Здесь происходило духовное и нравственное очищение, здесь же регулировались человеческие отношения. Поэтому для хантов проведение таких социально значимых мероприятий являлось настоящей потребностью.

Почти все трудовые дела сплетались с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и всё неразрывно связано между собой. У оленеводов, рыбаков, охотников был выработан свой трудовой календарь, и вся трудовая деятельность была подчинена этому календарю. Отдыха почти не было. Со сменой времени года переключались с одного вида трудовой деятельности на другой. Например, рыбаки с подлёдного лова переключались на запорный лов рыбы и т.д. Каждый был одновременно и рыбаком, и охотником, и оленеводом.

***

Основой и содержанием прогресса человечества является общественно-трудовая деятельность. Она необходимо предполагает определённые устойчивые отношения людей друг к другу в процессе труда. Поэтому возникновение первичных норм нравственности органически связано с коллективным трудом, и первые нормы нравственности возникли в сфере общественного труда… Основополагающая роль труда в формировании нравственности доказывается тем, что без добросовестного исполнения обязанностей, без дисциплины, честности в труде существование рода стало бы невозможным, ибо разрушились бы коллективная форма труда и социальные связи между людьми. Именно такое отношение к труду существует у этого народа.

Стремление выполнить работу как можно лучше обусловливалось всей культурой северянина. Добросовестный труд – нравственная гарантия благополучия человеческой жизни. Отсюда и трудовая система жизненных ценностей, система, в которой труд занимает первое место, а богатство находится на втором плане. Сделать всё на совесть – от этого зависела жизнь самого человека или даже целой семьи. Если ханты изготовляли лодку-калданку, нужно было сделать её так, чтобы не утонуть. Беспечность и лень как нравственные категории исключались из трудовой деятельности.

Труд как добродетель входил в сознание хантов прежде всего в семье. Преемственность народных знаний обеспечивалась посильным участием в труде людей всех поколений. Система трудового воспитания как

нравственная категория составляла основу народной этики хантов.

***

Общим и основным правилом коллективного труда было то, что все результаты труда делились поровну. Никто ни при каких обстоятельствах не мог быть брошен, оставлен в тайге. По возвращении с промысла не полагалось сообщать и тем более спрашивать о количестве добытого. Строго запрещалось хвастаться удачной охотой.

При поездках происходил постоянный обмен информацией, и ханты знали о бедах и радостях других. О вышедшей из строя ловушке, отбившемся от стада олене или большом количестве звериных следов обязательно сообщалось заинтересованным лицам.

Ты живёшь для того, чтобы облегчить жизнь другим людям, — это основной принцип мировоззрения народов традиционной культуры. Охотник, покидая охотничью избушку, всегда оставлял наряду с личными вещами некоторое количество продуктов и всё необходимое для того, кто мог оказаться здесь совершенно случайно. Никто никогда не посягал на чужую добычу. 

Если поставленная кем-то рыболовная ловушка была сдвинута с места плывущим бревном, её полагалось укрепить на прежнем месте. В случае необходимости можно было взять часть рыбы. Суровые условия выработали в характере хантов черты коллективизма, готовность оказать помощь любому нуждающемуся в ней. Такие высокие моральные качества как чувство долга, честность, добросовестность в труде, вошедшие в плоть и кровь народа, имеют непреходящую ценность и органично вписываются в нормы житейских отношений. Жизненно важными этическими нормами являются правдивость и честность.

У хантов был разработан институт охотничьего права, нормировавший все существенные случаи, в том числе и право на охотничью территорию. У жителей каждого селения имелась своя охотничья территория, свои охотничьи угодья. Никто другой не имел права вести в них промысел. Нарушивший это правило считался вором. Нарушивший его впервые отдавал половину, а иногда и всю добычу владельцу участка.

В духовном облике народов Севера, в том числе и хантов, прослеживается высочайший уровень человечности в сочетании с почти детской наивностью, доверчивостью и непосредственностью.

 Доверие – норма жизни хантов. Они не запирали на замки свои избушки, орудия промысла оставались на местах промысла. Люди боялись воровать, так как они знали, что об этом всё равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь род его. Так, ханты давали ворам клички, и это клеймо переходило по наследству, из рода в род.

Ханты также верили, что за кражу мог наказать дух той территории, на которой произошла кража.  Если хант украл оленя – у него могли пропасть все олени. Если хант украл лодку – у него могла утонуть семья, родственники. Вера в сверхъестественные существа также являлась регулятором человеческих отношений, мерилом нравственного здоровья.

***

Итак, взаимоотношения человека с природой мы должны рассматривать как единую систему: природа – человек – производственно-экологические традиции. Долговременное функционирование данной системы обеспечивалось строгим соблюдением экологических традиций, выработанных тысячелетиями на основании опыта коренных народов Севера. Разрушение традиционного образа жизни, сокращение ведения традиционных форм хозяйствования ведут к изменению и этических традиций народа.

«Этика Севера уникальна, она должна распространяться на всю планету, потому что это – норма отношения человека к природе, та норма, которую мы видим в «первобытной» этике  малых народностей Севера по отношению к природе. Думающее человечество внимательно присматривается к опыту северянина. Северная этика становится универсальной, распространяется на все другие территории, где, казалось бы, конфликт человека с природой пока не так ярко выражен». А.К. Омельчук, Этика Севера.

 Ханты во многом доверяли не только своим родным и близким, но и тем, кто их окружал. В их традиционной культуре человек не представлял опасности, а потому в культуре не выработаны механизмы противодействия инакомыслию, инакодействию. Ханты, селькупы, эвенки, не задумываясь, доверяют любому человеку всё, вплоть до собственной жизни.

В хантыйском языке отсутствуют слова «Любовь», «ненависть». Вместо слова «любовь» употребляются «нужен», «сердцу подходящий». Вместо слова «ненависть» употребляются «зло», «зло выходит» (злиться), для усиления произносят фразу «Зло как из котла выкипает».

Вежливость и добрые пожелания выражались формулами «Такой величины доброе дело сделай» (в смысле: пожалуйста, сделай милость, будь добр. Или: сделай доброе дело, помоги мне).

Одной из формул проклятий является пожелание смерти, например «Мертвец!», или «Не находящий себе смерти!». В некоторых селениях пожеланием смерти является «Уйди на Север!». Оно связано с тем, что по представлениям хантов, умерший человек отправляется на Север. Такие выражения как «кровавое сердце», «кровавое мясо» также являлись пожеланиями смерти.

Недовольство выражали и в форме «Снизу возникшее нечто», что было равносильно слову «нечисть».

 


<<<<<     >>>>>

 

 

(Общее количество просмотров - 82 )