CqQRcNeHAv

Занимательная этнография с Ольгой Корниенко

Фото Ирины Швец

Фото Ирины Швец

Осенью 2013-го года в мою жизнь пришла «Занимательная этнография». Точнее, я пришла в школы округа с курсом видеоуроков, созданных на основе своих фильмов, о традиционной жизни коренного населения Югры.

Проект вырос из многочисленных авторских встреч с самой разнообразной аудиторией, начиная с детских садов Сургута и заканчивая кино- и университетскими залами в городах Европы. В сентябре цикл видеоуроков в числе других проектов дополнительного школьного образования был представлен преподавательскому составу города (презентацию инициировал Департамент образования), на него откликнулись, так «Занимательная этнография» стартовала в сургутских школах.

Несмотря на то, что самой идее уже с добрый десяток лет, раньше я никак не могла её осуществить, хотя и пыталась неоднократно. Но вот изменилась политика в стране, руководство в городе, — и двери открылись. Оказалось, что подобная деятельность возможна и очень даже нужна. И речь здесь не только о платном дополнительном образовании, которому дан зелёный свет, но и, что гораздо важнее, — о вновь возрастающей необходимости экологического и патриотического воспитания, как бы банально это не звучало.

В ноябре 2013-го успешно прошли уроки в семи сургутских школах, затем состоялись показы в 23-х летних лагерях. А с октября 14-го мы дружили уже более чем с двадцатью школами Сургута.
С маленькими начинаем с основ: почему ханты живут в лесу, почему не хотят расстаться с оленями, почему так одеваются… Со взрослыми (6-8 классы) говорим по-взрослому, и здесь мне помогает американский кинорежиссёр Джэймс Кэмерон: «Узнай, что им нужно. Мы же пытались дать им медицину, дороги, образование… Но они же любят грязь!» (начиная с третьих классов на мой вопрос «Кто смотрел «Аватар»? руки вверх тянет большинство); «Они не уступят и не пойдут на сделки. За что? За дешёвое пиво? За джинсы? Нам нечего им предложить. Они не бросят свой дом», — это «Аватар». Но ведь это и наша коренная Югра. И это: «Если вы хотите разделить с ними этот мир – вы должны их понять».

Фото Ирины Швец

Фото Ирины Швец

Мне кажется, в настоящее время у людей формируется не совсем правильное понимание о жизни малых народов, особенно о традиционной, лесной. Поэтому один из основных мотивов, побудивших меня прийти в школу — помочь детям узнать и понять мир людей, которые в совершенстве знают природу, умеют с ней обращаться.

В апреле 2014-го года, когда в Нарьян-Маре, в рамках кинофестиваля «Аргиш», я показывала фильм «Привет, Алёнка!» ненецким детям из интерната, одна девочка подошла ко мне и робко спросила: а это всё по-настоящему? Я горжусь этим вопросом, потому что у нас в тайге ещё действительно всё «по-настоящему».

Работа с детьми требует большой отдачи: я ведь не профессиональный педагог, поэтому захожу в класс каждый раз, как в последний.

Фото Ирины Швец

Выручает личная коллекция предметов из хантыйской жизни. Среди прочих есть в ней корневатик, сумочка для женского рукоделия, куклы и берестяные куженьки (куда без них), даже колокольчик и олений мох – ягель. Недавно стала приносить и нефть в специальной колбе, ведь всё это взаимосвязано. Также приоткрываю свою творческую мастерскую как режиссёр. Обязательно показываю фрагменты из фильмов, ведь вряд ли кому-нибудь из моих юных слушателей доведётся в жизни побывать на самом настоящем, не сувенирном, хантыйском стойбище! Этим летом на съёмках исторического фильма «Тонья. В поисках легенды»  сняла кое-что из летней жизни коренных юганцев, уже специально для уроков.

Очень помогает сделанная совместно с Юрием Вэллой «Азбука оленевода». Небольшая книжка включает в себя всю, казалось бы, оленную мудрость коренных жителей, а на диске – 7 видеозарисовок разных времён года из жизни оленеводов. «Хочешь оленя – за край подола бабушки-земли пойдёшь» — эти поговорки Юрины внуки знают ещё с детства.  Вэлла вообще очень помогает, даже сейчас. С его слов начинаю почти каждый урок: «Вот нас называют коренные малочисленные народы Севера. А мы не малочисленные. Нас всегда было ровно столько, сколько могла прокормить тайга». Дальше очень просто всё рассказывать.

Багажа, наработанного за 20 лет, вполне хватает, чтобы разговаривать с детьми любого возраста, но всё равно почти каждый день что-то нахожу либо из жизни, либо из книг, либо от людей, с которыми общаюсь и в лесу, и в городе… Уроки стимулируют к поиску нового. Например, прочтя «Мансийские сказы» Маргариты Анисимковой, узнала, что о нефти коренные жители знали ещё задолго до появления здесь русских мужиков. Только не знали, что это нефть. В сказах это звучит как «земное тепло». Ещё один пример: недавно на собрании между нефтяниками и коренными жителями, представителями рода Сопочиных, услышала ещё одну «нужную» фразу:

-… Ведь нам не так страшен нефтяник, сколько тот, кто идёт за ним. Нефтяник в лес идёт работать, дороги прокладывает, а по этим дорогам в лес идут рыбак, охотник, грибник, ягодник, турист, браконьер, сами рабочие шалить начинают, охотятся, собак везут в лес.  Собаки убегают потом, дичают, свободно по лесу бегают. А для оленя собака тот же дикий зверь… Вот и ответ на вопрос: чего ханты боятся больше всего? Однажды такой вопрос мне задала пятиклассница.

Фото Ирины Швец

На уроках мы вместе размышляем, анализируем. Мы каждый урок творим вместе. Они задают очень умные вопросы, пока ещё не догадываясь, какой может быть ответ. Например: а что ханты будут делать, если у них не будет оленей?.. А как они борются за свою землю? Часто задают вопрос:  а где ханты учатся? И каждый вопрос – это отдельный разговор. Многие учителя после первого же урока спрашивают: а когда Вы к нам ещё придёте? Было очень приятно услышать, когда одна мама сказала: Вы знаете, мы после Вашего урока собрались и пошли в краеведческий музей с дочкой.

Из Сургута «Занимательная этнография» потихоньку перекочевала сначала в Сургутский район: прошёл пробный урок в первой Белоярской школе, начались переговоры с Локосовской… А затем стали приглашать к себе и школы других городов округа. Большую роль здесь сыграла член союза писателей России Татьяна Юргенсон.

В конце октября в Мегионе прошла первая литературно-краеведческая конференция памяти Юрия Вэллы, которую она подготовила. Участники конференции, среди которых были и учителя, отмечали, что коренные жители всегда бережно относились к окружающей природе, к земле, что они обладают исключительной природной мудростью, которой так не хватает сегодня нам, пришлым людям. Мнение единое: об этом надо говорить чаще, больше, и начинать как раз со школьников.

Так в начале декабря в моём рабочем графике появилась девятая Мегионская школа, руководит которой Михаил Иванович Макаров. Вместо уроков по расписанию мы вместе со школьниками 4-5х классов участвовали в целом «образовательном событии»: «Встреча с Алёнкой на уроках по жребию» (в Мегион приехал фильм «Привет, Алёнка!»).

Всё началось с интерактивного показа фильма в большом и комфортном зрительном зале. 300 юных зрителей вместе с Михаилом Ивановичем в течение получаса внимательно наблюдали за жизнью молодой хантыйской семьи. Затем, как всегда, задавали вопросы, получали на них ответы, сами отвечали…

«Я так много узнал в этот день о ханты!» Ахмет Булатов.

«Какая их жизнь сейчас в наше время — для меня это был шок, никогда такого не видела! И я хочу поблагодарить Михаила Ивановича и Ольгу Геннадьевну за то, что показали и рассказали нам об этом. Это означает, что нужно учить нашу историю и уважать ханты. Хотя у меня другая национальность, я верю, что ханты будут великими! Но им нужна наша помощь…» Лиана Максютова.

«Мне очень понравилась встреча, потому что я понял, зачем надо изучать, как живут ханты и манси. Затем, чтобы сравнить, как живём мы, и как живут они». Давид Золотухо.

После показа фильма стали тянуть жребий, какой класс чем займётся дальше.

Фото Ирины Швец

Соревнования с фрагментами национальных видов спорта проходили под девизом «Мы с Алёнкой за здоровый образ жизни!». На уроке иностранного языка ребята пересказывали историю Алёнки на английском языке, на уроке изобразительного искусства создавали варежки для Алёнки и украшали их хантыйскими орнаментами, на уроке танца, опять же,  вместе с директором (!) разучивали танец для первого бала Алёнки. Были ещё природоведение, русский язык, история, интегрированные уроки в начальных классах… Словом, полное образовательно-воспитательное погружение!

«У нас был урок «Окружающий мир + английский язык». Мне очень понравились задания, они были занимательные. Потом этот чудесный и незабываемый день закончился…» Алёна Вангелович.

«Впечатления о мероприятии — незабываемые! Весь учебный день и дети, и мы – взрослые — находились в водовороте событий, посвященных одной теме! Просмотр фильма о милой хантыйской девочке Алёнке был настоящим подарком! Дети восприняли её как свою сестрёнку или подружку. Она завоевала наши сердца своей добротой, жизненной энергией, эрудицией и житейской мудростью. Воспитание ребёнка в семье ханты — это отдельная тема (очень поучительная и заслуживающая отдельного внимания). На вопрос: «Где мы будем отмечать встречу Нового года?» дети хором ответили: «В гостях у Алёнки!» Очень понравились игры коренных народов. Было весело и интересно!» Татьяна Пивоварова, учитель начальных классов.

Фото Ирины Швец

Честно скажу – я лично никакого отношения к организации этого праздника не имела, инициатива полностью принадлежала воспитательному отделу школы. Я делала только то, что делала всегда в таких случаях: говорила, показывала, отвечала на вопросы. А отзывы детей и преподавателей я прочла на  школьном сайте, куда при желании может заглянуть каждый. Жаль, что этот идеальный формат родился не в нашем городе…

После девятой мегионской школы появилась четвёртая, пятая мегионская гимназия, школы Нефтеюганска и Нижневартовска… К осени 2015-го я работала уже более чем в сорока школах Югры.

«Синдром отличницы» побуждал меня не только проводить каждый свой урок на пятёрку, но и охватить своим курсом как можно большее количество школ округа. И тут «Занимательная этнография», как лакмусовая бумажка, начала показывать мне, что есть для школ: учителей, детей, родителей, — понятие родина, история края, земля, на которой мы живём. Чем плотнее я общалась со школами, тем больше разочаровывалась. Для меня было совершенно очевидно, что своими уроками я несу детям только «светлое, доброе, вечное» и крайне сегодня необходимое. Но в некоторых школах просто отмахивались от моих уроков, ссылаясь на вечную занятость: аттестации, аккредитации, юбилеи, карантины, отчёты, окружные мероприятия так плотно овладели преподавательским составом, что людям просто не хотелось добавлять себе дополнительные нагрузки. Учитель, зайдя в школу, попросту говоря, «терял голову». А ведь чтобы организовать мои уроки, и завучу, и учителям тоже нужны и энергия, и время, и понимание необходимости. Дело-то новое.

Те же, кто хотел со мной работать, вынуждены были ставить меня в очередь с другими такими же социальными партнёрами либо просто «коробейниками» с улицы: задолго до меня дорогу в школы протоптали разные музеи, театры, цирки, планетарии, мобильные органисты и прочие развлекательные шоу, и школы, согласно указанию департамента образования, просто вынуждены были работать со всеми. А чем больше появлялось таких ходоков, тем большая нагрузка ложилась на родительский карман: ведь дополнительное платное образование – это, в основном, и есть деньги родителей. По Сургуту пошли возмущения, были письма в Департамент и даже президенту В. Путину.

Несмотря на то, что я продолжала работать в школах, чувствовала я себя уже не как Почётный и очень ожидаемый гость, как было вначале заявлено на публичных городских презентациях, а как тот профессор философии или заслуженный деятель искусств, которые в начале девяностых вынуждены были скитаться челноками по тряпичному зарубежью и стоять за рыночными прилавками в надежде на копеечный заработок. Было крайне неловко напрашиваться в школу, чувствуя, что во мне зачастую видят шабашника, стремящегося заработать на детях, а отнюдь не человека, который несёт им то самое «светлое, доброе, вечное».

Сегодня я продолжаю вести свои уроки в школах Югры. Я надеюсь, что ситуация стабилизируется и понятия «родина, история края и родная земля» вместе с моей «Занимательной этнографией» найдут достойное место в школьном расписании.

(Общее количество просмотров - 111 )