Кинопроект «Средний мир Анны из Маланга»
Повесть «Средний мир Анны из Маланга» вышла в свет в 1992 году. Коренная жительница Югры ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА МОЛДАНОВА написала её со слов своей бабушки, Екатерины Максимовны. Это история о том, как в начале тридцатых годов прошлого века, во времена советизации Севера, ей пришлось спасать своих детей от голода и холода, скрываясь в тундре от отряда НКВД, охотившегося не тех, кто посмел пойти против советской власти.
Я прочла повесть где-то в конце девяностых. С тех пор история Анны всегда со мной. Понятия не имея о построении сцен и эпизодов в игровом кино, я уже тогда считывала её кинематографично.
Однажды мне пришло письмо от общественников, они просили выступить на их форуме и рассказать, где и как я ищу темы, идеи для своих проектов. Раздумывая над этим предложением, я обнаружила, что мои истории, их герои всегда находили меня сами. Так было и с Анной. Прочитав повесть Татьяны Молдановой, я поняла, что попала в плен, и надолго. Я тогда только начинала познавать настоящую Югру, тайгу, её внутреннее материальное и духовное наполнение. История Анны стала как бы центром моего мировосприятия. Мы с ней то сходились, то снова расходились на годы…
Я была увлечена бурным течением жизни, упорно и упёрто где перепрыгивала, а где переползала вместе со всеми через кризисы, инфляции и прочие жизненные перипетии, и вновь продолжала двигаться вперёд, занимаясь тем, что само давалось: фильмами, сериалами, статьями, книгами, авторскими встречами… Но Анна не отпускала. Она словно ждала, когда я буду готова к новой встрече с ней. И мы встречались. И я вновь перечитывала эту историю, уже наполненная новым жизненным опытом и новыми смыслами, и медитировала в этих смыслах, всё же пока ещё мне непонятных…
В 2020 году я поступила в двухгодичную очную Высшую школу режиссёров и сценаристов при Ленфильме, с тем чтобы в новых формах продолжать знакомить зрителей с жизнью российского Севера (позже, уже проходя обучение, я поняла, что сделала это, практически, единственно для того, чтобы перевести «Анну» на язык кинематографа).
Получив разрешение от автора повести, два года вместе с мастерами киношколы и непосредственно Т. А. Молдановой мы создавали сценарий.
ФРАГМЕНТ СИНОПСИСА:
В начале тридцатых годов прошлого века размеренная, счастливая жизнь Анны и её семьи резко меняется в связи с приходом в тундру советской власти. Начинается советизация коренного населения. Зажиточная часть остяцких родов попадает в категорию «кулаков», авторитетные вожди-шаманы тоже зачислены во враги новой власти. Остяки недовольны насильственным отбором детей в школу-интернат, непомерным «твёрдым заданием», вторжением в их духовные устои. Начинается сопротивление, доходящее до смертоубийства. ОГПУ формирует карательную экспедицию, чтобы «изъять из тундры всех мужчин», наказать виновных и несогласных.
Анна и её муж Юван вместе с соседской семьёй, страшась преследований, откочёвывают с родных мест. В декабре 1933-го у их временного кочевья всё же появляется карательный отряд ОГПУ. Его привёл Ванька-палтап (страшный). Когда-то он любил Анну, но, получив отказ от её отца, знатного военного, родового князя, затаил злобу.
Вместе с пленёнными мужьями отряд ОГПУ увозит с собой оружие, провиант, оленей. Несколько оставшиxся животныx исчезают в лесу. Анна, соседка Дарья и их 12 детей (8 Анны и четверо Дарьи) остаются одни. Впереди – голодная и холодная зима.

Параллельно в киношколе я написала ещё несколько игровых проектов на тему истории и мифологии Югры, но «Анна» была моей дипломной работой.
Летом 2022-го на защите «Анны» председатель приёмной комиссии режиссёр Ленфильма АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПОЗДНЯКОВ говорил не переставая 11 минут (небывалая ситуация для киношколы), вот фрагменты его выступления:
— …Это бесконечно интересная история, через которую Вы показываете самые такие ценностные, глубокие философские размышления о сущности человека, который живёт вот в этой обстановке, казалось бы, в которой невозможно жить от постоянного холода, от постоянного какого-то испытания…
Для меня совершенно очевидна ценность этой работы, и я хочу пожелать, чтобы она, конечно, была реализована, и какие-то практические шаги для этого предпринять… Я думаю, от имени Высшей школы режиссёров и сценаристов как бы сделать презентацию, которую представить на Ханты-Мансийском фестивале…».
Осенью этого же, 2022 года, Югра публично заявляет о начале массового кинопроизводства в округе и заключает контракт с одной из московских кинокомпаний. Появляется «Суккуб», вызвавший большой скандал в округе, следом за ним — «Уралочка» с рейтингом 3. О своих, югорских производителях речи не идёт. И я стала рассылать сценарий по российским питчингам и режиссёрам.
Никто не брался за «Анну» — тема была явно не в тренде современного отечественного кинематографа, а 2 режиссёра, читавшие сценарий, и поначалу, казалось бы, заинтересованные в производстве, отказались от его реализации в том числе — из-за незнания тематики Севера. Вот что ответил мне АНДРЕЙ КРЕЧЕТОВ (мастерская АЛЕКАНДРА СОКУРОВА):
— Сценарий, на самом деле, почти голливудский, в хорошем смысле слова. В плане того, что это трагедия, в которой смертоносная снежная пустыня, что окружает героиню, не может дать надежду на спасение. Мне было страшно и больно это читать, все кино я увидел, сценарий крепкий и хороший.
Но это не моя история по многим причинам, одна из них: я не из тех народов и во многом совру, если буду пытаться говорить со зрителем как будто я понимаю, что такое пережить зиму на севере; во-вторых: исторический контекст — снять это достойно сейчас все сложнее и сложнее, сам снимал про 1983 г., все замучились с поиском реквизита казалось бы недалеко ушедшей эпохи…
Что ж. С первым проблем как раз как бы и нет: я живу на Севере десятки лет, сняла в тайге не один десяток фильмов, 2 сериала… А со вторым так и вовсе просто: в Югре не надо искать реквизит и создавать антураж — у нас всё это есть, до сих пор существует в естественной среде.
Оставалось главное: актуальность проблематики для широкого зрителя. Параллельно с созданием сценария фильма про Анну я работала над книгой «В поисках легенды», где описывала героев Югры разных эпох, вместе с югорчанами отвечая на вопрос «Кто он, герой своего времени?». Была среди моих героев и Анна. Вот что пишет во вступительном слове к изданию языковед, фольклорист, доктор филологических наук МАРТА ЧЕПРЕГИ (г. Будапешт, Венгрия):
— Если бы мы всё ещё жили в мире без письменности, память о Вэлле (ещё один герой книги наряду с Тоньей) и Анне со временем отразилась бы в сакральной сфере. Вэлла стал бы духом-покровителем, а Анна – богиней. Таким образом, народ увековечил бы их героическую борьбу.
В XIX веке письменность появилась наряду с устным творчеством. Это был первый случай, когда знания, сохранённые фольклором, были перенесены на бумагу. В конце века фотография стала новым средством документирования. К XX веку появилась возможность записывать звук, а позже вместе со звуком стали записывать и движущиеся изображения. В то же время эпоха героической песни закончилась. Но легенды не были забыты, их детали сохранились в прозе. Память предков продолжает жить через посредничество новых видов искусства. Ольга Корниенко сняла документальный фильм о традициях, связанных с Тоньей, для которого также использовала графику Геннадия Райшева. Юрий Вэлла выразил свои мысли и чувства в стихотворениях, а также он вёл свою борьбу с помощью компьютера. Татьяна Молданова написала художественное произведение по рассказу своей бабушки о Казымском восстании и страданиях Анны. А по мотивам повести автор книги планирует снять художественный фильм. На данный момент мы можем только прочитать сценарий, идею Ольги Корниенко о том, как сделать из этой истории фильм. Так современное искусство служит сохранению исторической памяти хантыйского народа…
… Только… веявшие свободой 80-е годы ослабили тяжёлые воспоминания, тогда у народа уже не хватило сил молчать. Были опубликованы газетные статьи и исторические исследования о Казымском восстании. Выяснялись всё новые и новые факты, но о страданиях, которые отчаянно боровшиеся за жизнь своих детей матери должны были пережить, можно было поведать только средствами художественной литературы. В романе Т.А. Молдановой и сценарии О.Г. Корниенко традиции народа ханты играют важную роль. Знание и следование им помогло Анне из Маланга и её детям выжить…

«Анна» на Арктическом питчинге сценариев в рамках кинофестиваля дебютов «Дух огня».
В 2022 году мне предстояло защищать сценарий «Анны» на первом Арктическом питчинге в рамках кинофестиваля дебютов «Дух огня». «Вот оно! Свершилось!» — подумала я и с замирающим сердцем приехала в Ханты-Мансийск… И снова никакой реакции, хотя на питчинге сидел представитель правительства, непосредственно отвечающий за кинопроизводство Югры. Были поощрены канадец, датчанка и две москвички. Видимо, у руководства округа существуют причины работать исключительно со столичными и зарубежными специалистами. И ведь был бы плохой сценарий, но нет — вот тот же «столичный» А. Н. ПОЗДНЯКОВ:
— …Эти люди, которые живут на Севере, удивительные: ханты, манси, все северные народы, — они настолько глубоки по-своему, Вы очень хорошо сказали, что никакого наигрывания, никакого хлопотания лицом и переживания на экране быть не должно. Непроницаемое лицо женщины, за которым прочитываются глубокие страсти, перевороты, терзания, потери близких, — и всё-таки она идёт вперёд и продолжает жить, — в этом и есть ценность настоящего искусства, как мне кажется. Поэтому я целиком голосую за Ваш проект, а то, что Вы сейчас целиком погружены в этот материал, с большим документальным опытом и так далее, — это в меня вселяет надежду, что из этого может получиться просто очень незаурядное кино. А здесь всё это ещё замешано на вот этой советизации, коллективизации, ну и так далее. Это история большая советская, тяжёлая история, которую пережили не только, разумеется, северные народы, но и центральные районы России…
Это трагическая история, именно трагическая, и мне она кажется очень интересной, в формате какой-то эпической саги, северной саги, которую можно вырастить из этого фильма и очень бы хотелось, и я этого очень желаю. Поэтому вот я предлагаю: может, какую-то сделать, действительно, презентацию специально? Как-то официально написать письмо губернатору…
Спасибо Вам, дорогой Александр Николаевич! Ну, а мы с «Анной» продолжаем искать дорогу в большое кино, стучимся во все двери в надежде, что одна из них когда-нибудь откроется.

Прототип героини — Екатерина Максимовна Молданова. Из архива автора повести «Средний мир Анны из Маланга» Т. А. Молдановой





