CqQRcNeHAv

Мы живём на югорской земле. На земле ханты.

Татьяна Николаевна Михайлова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 12 г. Сургута

 

Мы живём на югорской земле. На земле ханты. Мы об этом и не задумываемся. К тому же, гордимся тем, что принесли в эти земли «цивилизацию». Нам комфортно жить в наших богатых северных городах, приятно ощущать себя причастными к европейской культуре. Но рядом с нами есть и другая культура, сохраняющая древние традиции. Культура уникальная, сложная.

Доводилось сталкиваться с пренебрежительным отношением и взрослых, и детей к культуре ханты. Чего только стоят хотя бы одни анекдоты про ханты… А вот фильмы югорского режиссёра Ольги Корниенко раскрывают всю глубину и сложность хантыйской культуры. Несколько лет назад я посмотрела её фильм «Весна в Тресколье» и долго не могла отделаться от странного чувства: меня не отпускал вопрос, так ли мы живём, не в тупик ли завёл нас стремительный путь развития цивилизации. Кадры фильма запечатлели простую, неторопливую, несуетную жизнь представителей малочисленного северного народа, жизнь естественную, так гармонично слившуюся с жизнью природы. В отличие от ханты, мы отдалились от природы, стали по отношению к ней чем-то чужеродным и даже враждебным. Это путь неправильный, тупиковый.

Недавно в рамках проекта «В поисках легенды» был предложен для просмотра в школах фильм «Тонья». Само название, наверное, до начала просмотра ничего не говорило школьникам. В школах Югры на уроках истории и на внеклассных мероприятиях ребят знакомят с историей и культурой ханты, так что ученики имеют представление о быте, художественном творчестве этого народа (по крайней мере, могут узнать одежду ханты, орнаменты и др.). А фильм полностью погружает зрителя в мир хантыйских обычаев, преданий. Автор О. Корниенко предоставила нам уникальную возможность пройтись по хантыйской деревне, заглянуть в лабаз, которому 100 лет, представить реальные размеры старинных луков, посидеть у костра и послушать легенду о хантыйском богатыре Тонье.

Благодаря волне увлечения фэнтези (и в литературе, и в кино), наши школьники лучше знают скандинавскую мифологию, чем мифологию народов, которые живут совсем близко. Ребятам известны имена Тора, Одина, Локки. А вот о Торуме слышали далеко не все. Что уж говорить о Тонье. Легенду об этом хантыйском богатыре, полубоге, к своему стыду, я тоже не знала и рада была услышать её в пересказе самих ханты. Повествование о богатыре прерывается по ходу фильма юганскими пейзажами, показом каких-то бытовых деталей. Рассказывают легенду разные люди. Видно, что этот сюжет знают все юганские ханты от мала до велика. Было бы неплохо, если бы представители всех народов нашей многонациональной родины знали бы свои легенды, предания.

Фильм – прекрасная возможность увидеть места, связанные с событиями этой легенды. Теперь это сакральные места. Вон там Тонья с воинами построил военное городище, в этих местах он прятался, а здесь отрубил голову собаке, чтобы она лаем не выдала его русским солдатам. Топонимы хранят сведенья из легенды. И, когда мы узнаём о происхождении этих географических названий, древняя история словно оживает.

Фильм сопровождается историческими комментариями (ханты в XVI веке, появление на югорской земле казаков, схватки между ними и коренными жителями Югры). Фильм познавательный, он рассчитан на широкую разновозрастную аудиторию. Важно, чтобы как можно большее количество учащихся сургутских школ посмотрели как «Тонью», так и другие фильмы Ольги Корниенко, не менее интересные. Ребят

помладше заинтересуют детали сюжета (например, то, что Тонья родился без пупа, что говорило о его божественном происхождении, или победа над Тоньей, ставшая возможной только тогда, когда его опоили мухомором, или побег Тоньи из русского плена). Ребята постарше, думаю, смогут выделить важные мысли, которые звучат из уст ханты. Одна хантыйская женщина говорит: «Иногда мы не замечаем, как переступаем тонкую запретную грань. Уходим в другую сторону, где дорога теряется. Правильная дорога где-то в стороне остаётся». Вот и Тонья однажды свернул с правильной дороги, когда отрубил головы собакам, которые утащили отрубленные головы поверженных врагов. Верховный бог Торум разгневался и сказал, что богатырь должен был стать хантыйским вождём, но за то, что против природы пошёл, пролил кровь невинных животных, бог его наказал: «Ты должен был возглавить народ ханты, объединить его, сделать свободным. А теперь ханты всю жизнь подчиняться будут». Легенда объясняет подчинение хантыйского народа русскому царю тем, что их богатырь, их вождь преступил закон, по которому нельзя губить природу. Мысль о том, что нельзя идти против природы, прозвучит в фильме ещё один раз.

Сами ханты говорят о том, что нельзя предать забвению предания. Чтобы дети ханты не забыли про Тонью, взрослые будут им рассказывать эту легенду. Тонья для ханты — символ дела предков, веры предков. «Если его покарал Всевышний, то мы будем стремиться не грешить, не совершать ошибок: жить в лесу и не губить природу», — говорит женщина ханты.

Фильм получился не только очень познавательным, так как содержит сведения по истории Югры, но и важным с точки зрения воспитания нравственных ценностей, формирования бережного отношения к природе. Час экранного времени не пройдёт без пользы. Спасибо автору и режиссёру О.Г. Корниенко, а также оператору (чудесные кадры на реке!) и всей команде. Отличная работа! И эстетическая составляющая фильма, и содержательная, просветительская на высоком уровне. Думаю, что автор порадует нас ещё не одним фильмом, и мы продолжим путь к легенде.

 

Татьяна Николаевна Михайлова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 12 г. Сургута

(Общее количество просмотров - 10 )