М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ
Из застольного этикета
Традиционный хантыйский дом делится на мужскую и женскую половину, и всё в доме подчинено этому принципу. Невысокий столик для еды ставят к нарам (на нары) между женской и мужской половинами или посреди дома. Таким образом приём пиши становится моментом, объединяющим мужскую и женскую половины. На стол накрывает хозяйка, ей помогают дочери, сыновья же в женские дела не посвящаются.
Раньше пользовались в основном деревянной или берестяной посудой. В семье обязательно была юх ан – деревянная удлинённая чаша, по краям которой клали варёную рыбу или мясо, а в середине была «макалка». Рыбу и мясо ели руками, затем запивали ухой или бульоном из кружек.
Человек, закончивший чаепитие, должен был перевернуть чашку, иначе ему снова будут наливать чай, так как не было принято у гостя, будет ли он ещё есть или пить.
На стол ставят всю еду, которая есть в доме. Такого принципа придерживаются не только в традиционных семьях, но и в современных семьях хантов.
Процесс еды приравнивали к священнодействию. Ханты считали, что через еду духи давали человеку силу для добрых дел, что было немаловажно для нравственного состояния человека.
***
В мировоззрении хантов коллективная трапеза имеет социальное значение. В правилах приёма пищи отражена поведенческая культура народа, которая выражается в уважении к еде, умении вести себя в обществе. Эти регламентации являлись регуляторами человеческих отношений, служили нравственному равновесию в семье и обществе.
Охотнику нельзя было добывать сотого медведя, иначе духи могли наказать его.