История о князе Танге
Из Этнографического очерка местных инородцев «Тобольский Север», автор Александр Александрович ДУНИН-ГОРКАВИЧ, исследователь Западной Сибири, 1911г.
Фотографии юганских остяков из фондов Этнографического музея г.Будапешта (Венгрия).
В конце XV века, с разгромом Великого Новгорода, вся Югорская земля вошла в состав Московского княжества. Пушных богатств здесь добывалось так много, что они поражали народное воображение, и о них создавались легенды. Но здесь с давних времён проживали остяки, потомки древних угров (ныне народ ханты).
Первое соприкосновение русских с иртышскими остяками произошло в 1581 году, ознаменовавшемся окончательной победой Ермака над татарами у Подчувашинского нагорного укрепления. После этой победы состоявшие на службе у Кучума остяки и вогулы оставили его и поспешно возвратились в свои жилища.
Рассказы их о непобедимой храбрости казаков произвели такой сильный страх среди остяков, что они решили добровольно принести покорность. Первыми явились к Ермаку в бывшую ханскую столицу остяки с реки Демьянки, с князем Бояром во главе, и принесли ему в дар, вместе с дорогой мягкой рухлядью, много разной рыбы.
Потом последовали ещё победы казаков над небольшими восстаниями остяков.
По следам вооружённых промышленников, рыскавших по стране, главным образом, по рекам и речкам, на лодках, на лыжах или собачьих нартах, — двигались царские воеводы со своими командами и строили остроги. Так в 1594 году был основан город Сургут.
Покорённые инородцы не скоро примирились со своей участью: то там, то здесь вспыхивали восстания и мятежи.
В 1595 году остяцкий князь Шатров-Лугуев окружил Берёзов, но был прогнан казаками, затем в 1597 году около двух тысяч человек собрались напасть на Берёзов, но опасность была предупреждена. В 1617 году Бардаковы дети со своими людьми совершили разбойничий набег: они убили несколько русских людей, сопровождавших воеводу Бабарыкина в Томск, и отняли царскую казну в 400 рублей (добрая хата по тем временам стоила 10 рублей, за 2 рубля можно было купить лошадь).
Где возводился острог – там далеко вокруг покорялись туземцы. Ясак рекой приливал в острог – там же открывалась и ярмарка.
По историческим данным, балыкские и салымские остяки до покорения Ермаком Сибири жили по берегам реки Иртыша. С приходом Ермака остяки бежали в места своего настоящего кочевья, на р.р. Салым, Балык и их притоки. Сургутскими остяками по реке Оби управлял князь Танга, который подчинил себе выселившихся балыкских и салымских, а также и ваховских остяков, но был убит в улусе Пиму пимскими остяками, которых он хотел подчинить себе. Об этом князе среди остяков сохранилось следующее предание.
Остяцкий князь Танга, по сообщению юганских остяков, жил в семи верстах от нынешних юрт Уотских, при урье Монколь, на возвышенной (до пяти сажен) сопке, расположенной выше устья этого урья на одну версту. Остяки юрт Уотских передают, что князь Танга вначале проживал по Большому Балыку, в третьих юртах от устья этой реки.
Имени отца Танги предание не сохранило; относительно его матери остяки передают, что она в то время, к которому относится предание, была жива.
С реки Балыка Танга перешёл в бассейн реки Югана, где занимался промыслом зверя. Здесь он облюбовал себе вышеуказанную местность при урье Монколь, где и поселился, вместе со своей матерью и братом, на постоянное жительство. В это время юганские остяки платили уже дань русскому царю. С Танги стали также требовать определённой дани. Но Танга не только отказался сам платить дань, но даже стал отговаривать окружающих остяков, чтобы и они сделали тоже. Остяки согласились и вокруг Танги собрались недовольные.
Когда об этом узнал русский царь, то он послал отряд, которому было приказано схватить Тангу вместе с его братом. Посланные остановились на ночёвку вблизи жилища Танги. Здесь, на берегу реки Танга увидел одного из русских воинов и приказал своим людям его убить. Это озлобило посланных и они решили взять Тангу силой. Дождавшись рассвета, посланные стали стрелять из ружей в его жилище.
Предвидя гибель, князь Танга со своей дружиной спрятался в другое своё жилище, стоявшее на сопке. Последнюю Танга приказал облить водой, от чего она обледенела и стала недоступной. Посланные обложили сопку и требовали выдачи Танги. Мать, видя, что гибель Танги неминуема, стала уговаривать его сдаться добровольно, и тем спасти жизнь остальным осаждённым.
Танга оделся в лучшие собольи одежды и вместе со своим братом, имя которого также не сохранилось преданием, сошёл к русским. Те окружили его и повели к русскому царю.
На пути отряд остановился переночевать на Егутской горе. Здесь воины от сильного утомления крепко заснули, а Танга вместе со своим братом бежал и успел скрыться. Один из воинов увидел бегущего Тангу, но преследовать его было бесполезно, потому что он, по словам предания, бежал так быстро, что его нельзя было бы догнать даже на самой лучшей лошади.
Танга бежал в верховья реки Большого Югана и здесь скрывался долгое время. Когда смута, произведённая Тангой, улеглась, и о Танге забыли, он пришёл на реку Пим, где и женился.
Родственники его жены ещё ранее слышали, что русский царь искал Тангу и обещал за него большие деньги; они решили его убить и положили ему в пищу пангу (сушёный мухомор). Когда Танга опьянел, ему отрубили голову и увезли её русскому царю.
Русский царь, получив голову Танги, остался очень недоволен случившимся, и сожалел об убитом князе, который мог бы ему оказать большую пользу.