CqQRcNeHAv

Танья в войне с чужестранцами

Из книги Еремея Даниловича АЙПИНА «В ПОИСКАХ ПЕРВОЗЕМЛИ».

Графические иллюстрации по мотивам легенды о Тонье выполнены Заслуженным художником России Геннадием Степановичем РАЙШЕВЫМ.

 

На реке Малый Ягун  наступило время созревания черёмухи. И женщины селения отправились собирать эту чёрную ягоду. И позвали с собой молодую девушку.

В дороге она немного приотстала. И тут над ней появился всадник на белом коне.

Рисунок - девушка и всадник на лошади

И этот мужчина заговорил: «Я ведь к тебе обращаюсь!»

И попросил всадник:

-А ну-ка, девушка, открой рот!

— Зачем? – удивилась она.

— Я тебе туда камешек кину.

— Как это «кинешь»?

— Так просто кину маленький камешек.

— А ты кто такой?

— Я – ваш Покровитель, За-Миром-Наблюдающий.

И она открыла рот. И туда упал камешек.Рисунок Мать Тоньи

Так она узнала, что это был За-Миром-Наблюдающий, младший сын Верховного Бога, которого в простонародье называют Царь-старик, или Золотой Царь-старик. Он поведал девушке:

— У тебя родится сын. Родится не по-человечески, а сам придёт. Назови его Танья. Он будет управлять остяками.

После этих слов человек на белом коне улетел-ускакал.

Рисунок Косы как стрелы

Уже став юношей, этот мальчик в состязаниях по бегу с хореем привязывал хорей на косу, и бежал, и за ним поднимался хорей.

Так и получилось. Через некоторое время у девушки родился сын. Она назвала его Танья, как велел его отец, Князь-старик, Царь-старик. Мальчик рос очень быстро, по дням, неделям, месяцам. Вскоре он возмужал, женился, на охоту стал ходить.

По силе и стати он стал настоящим богатырём: один его кулак был размером с два кулака взрослого мужчины, сложенных вместе. Его стрела свободно перелетала через лесное озеро и пробивала рог девятилетнего лося, а копьё перелетало через Большую и Малую реку и без промаха валило быстроногого дикого оленя. Немного позже у него родился ещё и младший брат. Жил он на Малой реке, на старице по имени Длинная Курья, или Длинный залив. К этому времени все остяки признали Танью своим вождём, нарекли своим царём. В Городе, на Большом Югане, на реке Пим в знак признания и уважения все охотники отдавали ему кто по белке с добычи, кто орлиные перья для стрел.

Однажды Танья ушёл с младшим братом на охоту. А вернулись домой – селение пустое. Ни жены, ни матери. Никого. Оказывается, вооружённый отряд чужестранцев напал на селение и разграбил его. Кого убили, кого в рабство увели.

И сказал им Тонья, чтоб право собирать дань дали ему

И сказал им Тонья, чтоб право собирать дань дали ему.

Танья начал готовиться к войне с захватчиками родной реки, родной земли, которые носили на головах островерхие шлемы. Их стали называть остроголовыми.

Своим сородичам сказал: пошлите гонцов к русскому царю, мы готовы воевать

Своим сородичам сказал: пошлите гонцов к русскому царю, мы готовы воевать.

На реке Большой Ягун возле поселения с одноимённым названием Ягун есть старица Мункул-ури, возле которой возвышается высокая сопка-гора. На этой горе Танья выстроил крепость. На стенах оставил небольшие квадратные бойницы для стрельбы. И послал весть чужеземцам: «Здесь будем сражаться».

А у Таньи всего пять человек было: он сам, его младший брат и ещё три воина-богатыря. Всё его войско. Но, видно, они все были полубожественного происхождения: потому что ни пуля их ни брала, ни стрела, ни копьё не могли поразить.

Началось сражение. Войско в сто сабель, в сто пищалей прислали против Таньи.

Противник-воин выстрелит, Танья бойницу боком топора закрывает. Пуля обратно к стрелку летит и поражает его. Противник запустит копьё – Танья топор подставляет, копьё возвращается и пронзает чужеземца. У остроголовых тогда уже ружья появились. Одним ружьём трое воинов-пришельцев управлялись: ствол одному на плечо кладут, другой целится, а третий запал поджигает.

А в это время, пока они все строятся, Танья одной стрелой всех троих прошивает, всех троих пронзает. Так сражались, сражались – наконец, всего пятеро захватчиков-чужеземцев в остроголовых шлемах осталось. Тогда Танья отпустил их с таким наказом:

— Идите к своему хозяину, который вас прислал. Скажите, если хочет воевать, пусть ещё войско присылает.

Чужеземцы стали присылать отряды: то в сто, то в двести, то в триста остроголовых воинов. Танья воевал с ними, в конце концов, всех их перебил. Нужно изгонять захватчиков со своей земли, раз они грабят и убивают твой народ. Он же был царём всего остяцкого народа и защитником всех своих сородичей. Он воевал за правду и справедливость, поэтому боги помогали ему.

Чужестранный царь отступился и перестал посылать войска на покорение остяцкого народа.

После победы Танья поехал в селение Рыскино на Большой реке, где жила его родная сестра. У сестры он пообедал, а потом попросил у зятя упряжку оленей. И на оленях через Великую реку уехал на реку Пим.

Тонья запрыгнул на упряжку и уехал

Тонья запрыгнул на упряжку и уехал.

Там было ещё спокойно, пришедшие из-за Большого Камня чужеземцы и татары до тех мест ещё не дошли. Он ехал по Большой реке. По дороге на кедрах делал зарубки, говорил людям местных родов: «Вот здесь земли Мултановых, за ними Ярсомовых, а эти угодья останутся за Каюковыми». До сих пор, говорят историки, остались эти метки Таньи.

Пока он путешествовал, много раз женился. А женщин в то время хватало

Пока он путешествовал, много раз женился. А женщин в то время хватало.

На Пиме женился Танья второй раз. Его первая жена погибла на Малом Ягуне от рук завоевателей. Но на реке Пим прожил Танья не долго.

Тогда Тонья собрал трупы русских и отрезал им головы.

Однажды он взял меч и сообщил, что умрёт. Пояснил: «Бог наказал меня». Когда он воевал с чужеземным войском, то головы погибших ставил через старицу в три ряда. На один полный ряд не хватило двух голов. Тогда он отрубил двум собакам головы и поставил их на места недостающих голов двух врагов.

А Бог по справедливости запрещает  убивать безвинных собак. Жизнь безвинной собаки приравнивается к жизни человека. За это Бог наказал Танью. Он попросил жену: «Через пять дней приходи на мою могилу, постой там. Если овод вылетит из могилы, значит, это моя душа ушла к Верховному Отцу. После этого на кладбище ко мне приходить не надо, поминки справлять не нужно».

Он умер. На пятый день его жена пришла на могилу. При ней овод вылетел изнутри верхнего дома-надгробия мужа. Значит, Бог забрал душу богатыря Таньи. Они где-то там, рядом, вместе, на небесах.

И душа Тоньи вылетела и в облако поселилась

И душа Тоньи вылетела и в облако поселилась.

С этой поры жена и родственники перестали ходить на поминки на могилу Таньи. И место захоронения легендарного вождя затерялось. По преданиям, когда слух о кончине богатыря дошёл до чужестранного царя, тот снарядил специальный отряд воинов, чтобы ему доставили голову богатыря Таньи. Завоеватель хотел убедиться, что вождь умер и можно начать новые попытки захвата остяцких земель.

Голова Тоньи была великолепной… Голова выглядела как живая

Голова Тоньи была великолепной… Голова выглядела как живая.

 

 

 

(Общее количество просмотров - 83 )