Глава 4. НАСЛЕДНИКИ БОРГСКОГО СЕЙМА
Просто жизнь
Двадцать восемь пар ребячьих глаз неотрывно следят за всем, что происходит на экране. Там – незнакомая для них цивилизация: стойбища, олени, обласа…
— А откуда ханты берут деньги? А как они достают бензин?
Приходят в немалое удивление, узнав об интернатах, до которых хантыйских ребятишек доставляют вертолётами. Одна девочка очень настойчиво пытается узнать, сколько времени добираться от интерната до ближайшего посёлка. А пешком?..
В течение трёх часов (с переменками) 28 юных финских граждан в возрасте от семи до двенадцати лет (весь списочный состав малокомплектной школы в местечке Иснесс в окрестностях Порвоо) с неподдельным интересом слушают рассказы о Сургуте и Югре.
Финляндия – удивительная страна. За то время, пока мы мечтали о самом светлом в мире будущем, здесь строили совершенно иную, уникальную модель общества, благодаря которой Финляндия сегодня является одной из самых совершенных стран в мире. Здесь – лучшая (ну, почти, — поправляет меня мой неизменный консультант Пекка Кауппала) в мире система образования. Здесь самые надёжные социальные гарантии. Здесь умеют правильно воспитывать детей.
В среднем около четырёх часов в день я провожу в публичной библиотеке Порвоо. Прийти сюда с малышом колясочного возраста, а уж тем более с шестилеткой – норма. Своих постоянных читателей здесь знают не только по именам, но и по событиям, происходящим в их жизни. Это тоже явление обычное. Так же, как здороваются с тобой кассирша в магазине или водитель в автобусе.
Малыши подрастают с книжкой и хорошим видеофильмом в руках. Затем они приходят в маленькую уютную школу, где соседи по парте, так же, как и учительница, — это их соседи по двору. В такой школе все и всё на виду, и дети там добрее…
Одноэтажная школа в местечке Иснесс потрясла именно своей простотой, добротой и искренностью. Буквально через полчаса мне казалось, что я хорошо знаю и молодую учительницу Тайю, и воспитателя Пекку, и многих из этих пацанов и девчонок.
Такие традиционные малокомплектные сельские школы для удобства и детей, и родителей были созданы по всей Финляндии не одну сотню лет назад. Например, школа в Иснесс была открыта в 1890 году, когда здесь начинала развиваться лесопильная промышленность. Школа имеет два здания: с шведским и финским обучением.
Между ними – общее футбольное поле, куда детвора выбегает на переменках поиграть в футбол, общая кухня и общие такси, которые после уроков развозят школьников по домам.
Именно такие школы, согласно нашей программе, выбирает мой куратор Аннэ, чтобы дети знакомились с культурой и бытом югорских аборигенов:
— Дети должны получать самое разнообразное образование!
Дети были великолепны. Вежливы, внимательны, не хулиганисты. Нет, не «зомби». Они живо воспринимали всё происходящее, задавали много вопросов. С раннего возраста они уже будут знать о нашей Сибири. Хотя, казалось бы, зачем им это? Вспомнился шестидесятитрёхлетний хозяин одного частного кинотеатра в Германии. В конце авторской встречи он подошёл ко мне и тихо сказал:»Сколько живу на свете, даже не знал, что за Уралом есть такая жизнь и такие люди».
Финляндия заботится о своих гражданах. Она составляет такие образовательные программы, чтобы дети всё время узнавали что-то новое. И всё же…
— Мы учимся здесь последний год, — неожиданно сказала учительница Тайя. – Потом детей переведут в какую-нибудь другую школу, а мы с Пеккой будем искать себе новую работу.
Сегодня, в связи с кризисом, Порвоо не в состоянии платить за содержание малокомплектных школ. В год в окрестностях города закрываются одна-две. Нынче пришёл черёд и школы в Иснесс.
— Но учителя в Финляндии всегда нужны, — добавляет Аннэ (лично я за них даже расстроиться не успела: несмотря на кризис, эта страна может позволить себе платить зарплату учителю в 2 500 евро). А вот дети…
Дети в конечном итоге попадут в обычные городские школы. А с ними появятся и проблемы, которые существуют в таких школах. Мы с вами хорошо знаем об этих проблемах.
Таковы последствия кризиса. «Но не только, — чуть позже прокомментирует эту ситуацию мой эксперт Пекка Кауппала, — на самом деле политика централизации, укрупнения в Финляндии ведётся давно. Конечно, кризис подтолкнул этот процесс, теперь можно смело списать это и на попытку экономить деньги, но причину следует искать в другом: в Финляндии ведётся политика укрупнения регионов, чтобы ими легче было управлять»…
Возвращаясь со встречи в Иснесс, мы с Аннэ проезжаем мимо ещё одной маленькой сельской школы. «Её закрыли в прошлом году, — говорит Аннэ, — детей перевели в другую школу, а дом выкупил какой-то частник».
Двухэтажное строение было опутано лесами, не спеша то здесь, то там тюкали молотки, периодически что-нибудь падало на землю. На моих глазах медленно таял миф о самой лучшей в мире стране…
P/S. Из интервью по телефону с преподавателем-методистом отдела просвещения города Порвоо Ленэ Аланко:
— Учителя в школах Порвоо по предложению мэрии вынуждены уходить в неоплачиваемые отпуска на две недели, поэтому учебный процесс в школах сейчас нарушен. Никто не знает, как действовать дальше. К сожалению, «экономия» пока сказывается только на тех, кто не может сам себя защитить: детях, стариках, инвалидах…