CqQRcNeHAv

ВЭЛЛА: ПОЭТ, ОЛЕНЕВОД, ЧЕЛОВЕК

К 60-летнему юбилею писателя

 

О культуре

— Когда-то Вы первым в округе, причём на общественных началах, стали  собирать музей под открытым небом в Варьёгане. Он и по сей день  остаётся одним из самых уникальных музеев Югры. Сегодня, опять же, исключительно по собственной инициативе, Вы пытаетесь поддерживать ещё один уникальный музей…

 — Это музей рода Айпиных в Новоаганске, то есть, в местах исконного обитания рода. Поддерживают и собирают его Виктор Иванович Колодкин и его жена, Ольга  Даниловна. Они охотно рассказывают о народе ханты, о частице этого народа – родословной Айпиных, об отдельных людях данного рода, об обычаях, которые отличают этот род от других родов Аганских ханты.

Я считаю, что это одна из новинок, которая должна быть достойна внимания культурных работников, потому что родовых музеев нет, практически, нигде. Это новшество, на котором можно было бы строить, в том числе, и туристический бизнес.

С 1997го года музей строился и формировался на общественных началах. С 2000го по 2004й год под покровительством Бориса Хохрякова, главы Нижневартовского района, существовал официально. А с приходом к власти В.Пичугова музей был закрыт и расформирован. Многие его экспонаты  растворились в фондах Варьёганского музея, где они стали безликими, потеряли свою родовую значимость.

Но у Колодкина остались экспонаты, которые не были профинансированы чиновниками. И после 2004 года отдельные посетители в частном порядке знакомятся с предметами материальной культуры рода Айпиных.

Я слышал о существовании музеев знатных династий, о музеях великих людей, где были представлены семейные реликвии, но никогда не слышал о существовании родового, семейного музея, и тем более, коренных малочисленных народов Севера. Я горжусь тем, что подобный музей зародился в нашем округе.

Я подготовил к публикации и изданию в нашем институте научную работу  Виктора Ивановича «Концепция музея «Махи сир Оуэн ях» (рода Бобра аганских хантов). Даже если невозможно возродить музей рода Айпиных в том виде, в котором задумал его в свое время Колодкин, то, изучив «Концепцию», культурологи, люди, занимающиеся национальными культурами, ознакомятся с этими замыслами.

Опубликованный в форме научного труда с иллюстрациями и с рецензией М.Е. Каулена вместо предисловия, этот проект мог бы стать учебным пособием для институтов, готовящих культурологов. И, возможно, кто-то когда-то создаст свой родовой музей, не повторяя Колодкинский, а оттолкнувшись от него, сотворит нечто своё, оригинальное. В этом случае проект Колодкина станет основой, фундаментом для рождения музея новой формы.

Я рекомендую опубликовать эту работу не для того, чтобы она легла в архив других научных работ нашего института, не как материал для узких специалистов, а для широкого читателя, для преподавателей и студентов, для музейных работников и методистов Сельских Домов Культуры, просто для культурных и любознательных читателей.

Я очень хорошо знаю, что такое создать музей, сам когда-то создавал. Без денег это, практически, невозможно. Подвезти экспонаты из леса – нужен транспорт; раскатать дом в лесу и поставить на территории музея — брёвна тяжёлые, одному не поднять, кто-то должен помогать хотя бы второй конец бревна поднять. Значит, надо нанимать людей, что-то им платить, хотя бы символически, потому что у них тоже семьи, дети, кормить надо. Просто так работать никто не может уже. Часть экспонатов из Варьёганского музея, будучи директором, я за некоторую сумму вынужден был уступить Нижневартовскому музею: лабаз, обласа, другие предметы, для того, чтобы у меня была возможность здесь профинансировать вывозку других объектов. Вот таким образом создавались наши музеи на общественных началах.

Сегодня рядом со своим домом я задумал домик, который может называться кабинетом, домом писателя и стать частью нашего Варьёганского музея.  И если я его сделаю всё-таки, то это опять будет в одностороннем порядке: Юрий Кылевич сделал подарок для государства, создав ещё одну часть музея.


 

<<      >>

 

 

 

(Общее количество просмотров - 70 )