CqQRcNeHAv

М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ

Современное состояние этических традиций   

Последствия общественных преобразований в годы советской власти в полной мере сказались на малочисленных народах Севера.

Определённые позитивные результаты были достигнуты: коренные народы получили письменность, бесплатное медицинское обслуживание, доступ к мировой науке, технике и культуре.

Изменения в хозяйственном укладе жизни хантов оказали влияние и на нравственное сознание народа.

С появлением грамотности, повышением образовательного уровня изменились нравственные ценности народа. Школы-интернаты не предполагали передачи традиционных знаний народной педагогики, соблюдения традиционных норм жизни. Забытыми оказались народная мудрость, фольклор, которые играли важнейшую роль в формировании нравственной культуры человека.

В современный период с возрождением интереса к своей национальной культуре появилась необходимость знания и своих этических традиций.

***

Наблюдая за внешним поведением народа, можно заметить много отличий между хантами, ведущими традиционный образ жизни, и живущими в посёлках, городах. Первые – спокойные, неторопливые, в меру разговорчивые, с чувством собственного достоинства; у них открытый взгляд, лёгкая походка, добродушная улыбка, они очень мало жестикулируют. У вторых – озабоченность, нервозность, они много жестикулируют (особенно учителя), ходят торопливой походкой, размахивая руками (и женщины, и мужчины), у них блуждающий, хитроватый взгляд.

В последние годы социологические исследования на Севере фиксируют ухудшение социального самочувствия коренных северян, усиление состояния психологического кризиса.

Рыба, лес, звери находятся в собственности государства. Коренному населению нельзя добывать, ловить рыбу, зверей на традиционную пищу. В такой момент выход из создавшегося положения люди находят в обмане, воровстве, порче орудий лова, а иногда и в убийствах.

В мае 1994 года Дума ХМАО утвердила лесной кодекс, предусматривающий выделение коренным жителям в пожизненное пользование лесных земель и водных угодий. Малочисленные народы округа получили право на любительский лов рыбы ценных пород для личного потребления. Эти документы помогли выжить многим, избежать нарушений нравственных установок, сократить стрессы.

В современной социальной ситуации, особенно среди национальной интеллигенции, наблюдаются нравственные болезни общества в целом – это зависть, соперничество, высокомерие, недоброжелательность и так далее.

Народы Севера беззащитны перед угрозой, идущей от технически оснащённой цивилизации. Однако в недрах сознания этносов идёт поиск форм психологической адаптации. Носители традиционной культуры свою защиту видят в прежнем образе жизни, в коллективных действиях, в женской магической личности.

Именно на Севере мы имеем пример глобального, геополитического столкновения двух мировоззрений, двух принципов взаимоотношений человека и природы – европейского, «фаллоцентричного», ориентированного на освоение окружающего мира путём подавления последнего, и традиционного – «восточного», ориентированного на «вживание» человека в ситуацию.

Малочисленные народы, в том числе и ханты, пытаются противостоять не вторжению индустрии на их территорию, а разрушению окружающей среды, вызываемому этой индустрией.

Основным нравственным принципом народа выступает: «Доброе дело, добрые мысли вернутся тебе добром».     

 Исследование и популяризация этноэтики способствуют стабилизации межличностных и межнациональных связей, так как многие конфликты возникают  из-за нарушения  чужих представлений и норм жизни, и всё это отражается на общей социальной стабильности.

 


 

<<<<<     >>>>>

 

 

(Общее количество просмотров - 252 )