CqQRcNeHAv

М.А. ЛАПИНА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ХАНТОВ

Заключение

 Изначально в хантыйском обществе имелись определённые представления о добре и зле, о нормах обычного права. Народ отличало своеобразие идеалов, обычаев, нравов, представлений о достоинстве, чести, справедливости, общество осуждало нарушение традиционных норм поведения и т.д. Таким образом, у хантов существовала своя моральная культура, которая была целостной системой традиционных правил поведения. Этические представления формировались по мере развития хантыйского общества в целом.

Со времени контактов с чуждыми культурами одна часть хантыйского общества была заинтересована в отторжении чужого, а другая – в его принятии. Это не могло не сказаться на этических нормах и правилах, вело к нарушению целостности системы.

Начиная с восемнадцатого века ханты, будучи включёнными в состав народов России, стали испытывать влияние со стороны русской культуры. Оно шло по двум каналам: официальному (государственно-административному и церковно-христианскому) и бытовому – через крестьян и казаков, которые являлись носителями народных традиций, морали, норм поведения. Эти традиции во многом близки к нравственному климату хантыйского общества.

Но влияние христианства было поверхностным, оно не внесло существенных изменений в миропонимание народа. Царское правительство вообще не стремилось к коренной ломке жизни народов Севера. Поэтому в 18м-19м веках резких изменений в интересующей нас сфере жизни хантов не произошло.

По-иному развивались события в 20м веке, когда традиционная жизнь дважды подвергалась сильным влияниям. Первое было результатом резкого перехода патриархально-родового общества хантов к социалистическому. В 1930 – 1950 гг. народ пережил переход на оседлый образ жизни, а значит, и частичную утрату своей национальной культуры, языка, традиционных форм хозяйствования, запрета на религиозные верования, на проведение традиционных праздников и обрядов, включающих и этические нормы, отрыв детей от родителей, учёбу их в школах-интернатах. Это не могло не отразиться и на моральных и нравственных устоях хантыйского сообщества.

Положительным результатом социалистических преобразований было распространение грамотности, появление национальной интеллигенции. В ходе обучения в школах, средних и высших учебных заведениях шёл естественный процесс приобщения молодёжи к новым нравственным ценностям и нормам поведения.

Таким образом, формировался определённый слой хантыйского общества, несущий в себе как традиционные, так и новые (иногда прямо противоположные) жизненные установки.

Второе преобразование и сильное потрясение хантыйское общество испытывает, начиная с 1970х годов. Открытие грандиозных месторождений нефти и газа в Западной Сибири обернулось трагедией для потомственных охотников и рыболовов. С началом промышленного освоения Севера нормальное функционирование системы природа – человек – производство – экологические традиции природопользования нарушилось.

С начала 1990х гг. вступил в действие новый фактор, существенно влияющий на морально-психологический климат изучаемого народа. Это – государственный курс на переход от социализма к рыночным отношениям, совершенно чуждый народам Севера.

В настоящее время ханты переживают период социально-экономических перемен, которые влияют на мировоззрение, духовную культуру и нравственность. Это контакты с внешним миром, нефтяной бум, увеличение приезжего населения, сокращение традиционных видов хозяйств, развитие средств массовой информации. Под воздействии указанных факторов в традиционном сознании хантов происходит психологическая ломка. Прежние социальные связи стали изменяться или даже разрушаться. Процесс этот сложный, болезненный. Модернизации подверглась хантыйская семья. Изменился свадебный обряд, приняв форму гражданского брака, — как и во всём государстве. Совершенно по-новому ведёт себя современная хантыйская женщина. Молодёжь, вместе с получением образования в городах, приобретает новые манеры поведения – она становится более раскованной. Некоторые из них не чтут морально-этические принципы своего народа: почтение к старшим, гостеприимство, скромность и так далее.

В эти же годы происходит рост самосознания народа, стремление к возрождению своих традиций, в том числе морально-этических норм  и культуры поведения, что составляет сокровищницу народных традиций, без чего ханты потеряют свою национально-культурную самобытность.

 


<<<<<

 

 

 

 

(Общее количество просмотров - 234 )