У меня родился внук. Сейчас ему восьмой месяц, и он активно впитывает в себя всё, что происходит вокруг. Пока бессознательно. Но спустя совсем немного времени он пойдёт учиться. Пандемия коронавируса ускорила процессы перемен в сфере образования, хотя они и так давно топтались на пороге современной российской школы. Какой школа достанется моему внуку?
В конце прошлого года я получила приглашение провести урок «Занимательной этнографии» в одной из частных московских школ. 18 декабря такой урок состоялся. Послушать и посмотреть, какие народы живут за Уралом, в далёкой югорской тайге, собрались юные члены клуба «Русское географическое общество» школы «Ника».
Дети в частной школе мало чем отличались от всех остальных: такие же шумные, любознательные, непоседливые. С таким же интересом рассматривали предметы из коллекции традиционной хантыйской культуры и быта, с любопытством наблюдали за приключениями трёхлетней Алёнки на зимнем отцовском стойбище. Задавали почти такие же вопросы, и так же, как и в Сургуте, толком не могли разобраться: где же это такой город Ханты-Мансийск находится. В общем, было контактно, уютно, комфортно, по-домашнему.
Оказалось, что знакомить юных воспитанников с интересными людьми, традициями других народов – это обычная для школы практика. Например, совсем недавно на заседании клуба дети принимали известного путешественника, а во время осенних каникул посетили прекрасный вертикальный город будущего – Гонконг…
Мы расстались друзьями и запланировали ещё несколько встреч в мае 220-го, но тут случилась пандемия, и встречи пришлось отложить на осень.
Пандемия показала, как легко природа может остановить нас, заигравшихся в технический прогресс, чтобы обеспечить себе хотя бы короткую передышку. Что же в конечном итоге приведёт нас к спасительному завтра — новейшие технологии вертикальных городов или экология малоосвоенных природных ландшафтов, которые всё-таки ещё существуют на нашей планете? Осенью надо будет обязательно поговорить об этом со школьниками, хотя… Вполне возможно, что к тому времени вчерашние пятиклашки уже наберутся новых впечатлений. Останутся в прошлом мечты о вертикальных городах будущего, забудется и трёхлетняя шустрая девочка из далёкой югорской тайги…
Да и удастся ли поговорить?
То, что отчасти и «благодаря» пандемии, произошло и продолжает происходить этим летом в сфере образования, я бы назвала борьбой света и тьмы, добра и зла. На стороне света и добра – педагоги, родители, прочие здравомыслящие люди, дети. Ну, какая-то часть, точно. На стороне тьмы и зла – г-н Греф и … Ну, в общем, сами понимаете.
Вот цитата вице-премьера Татьяны Голиковой:
…Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции как никогда показала значимость электронного обучения в дистанционном формате. Мы намерены усилить эту составляющую в рамках нацпроекта «Образование». В частности, уже с осени этого года провести эксперимент и апробировать единую цифровую образовательную среду, которая позволит не только повысить доступность и качество образования, но и обеспечить создание новых цифровых возможностей для детей, их родителей и, конечно же, учителей. Это целый комплекс мер, который включает в себя инфраструктурные преобразования в школе и содержательный блок по разработке обновлённого контента»…
Это отзывы под статьей:
*ВСЯ страна против дистанционки, а нам снова и снова о том, как она прекрасна.
*Нельзя детей лишать школы, живого общения с учителем и одноклассниками. Это преступление против детей!!!
А ведь таких отзывов сотни, быть может, нет, наверняка – тысячи по всей стране.
Спустя какое-то время после посещения «Ники» я созвонилась с мамой одной из участниц нашей встречи. Хотела узнать, удалось ли закончить обучение в связи с коронавирусом, и как родители отнеслись к дистанционке, через которую в срочном порядке пришлось пройти почти каждой российской школе этой весной.
-А нашего класса больше нет, — услышала я. — Пришлось забрать документы и разойтись по государственным школам. Многие из нас больше не в состоянии платить за частную школу…
И это отнюдь не семейство с Рублёвки. Просто родители хотели дать хорошее, качественное образование своему ребёнку.
Кстати, вот про дистанционное обучение:
— Математика, литература, история – мы прошли мимо. Если ребёнок находится один на один с компьютером – он и в жизни останется один. Живое, контактное общение – это социализация, умение учиться жить в обществе. Дистанционка готовит роботов, не умеющих мыслить…
В общем, знакомо. Знакомо всем, кого волнует образование своих детей, кто задумывается о будущем.
Проводя уроки в школах до коронавируса, я всегда видела горящие глаза детей. И, также как Алан Чумак с телеэкрана кодировал телезрителей всей страны: «Я несу вам добро!», я изо всех сил старалась донести до своих юных зрителей и слушателей простые, но не потерявшие своей актуальности ценности: добро, человечность, любовь к земле, к родине. Это были настоящие эмоции, идущие от сердца.
И я всегда чувствовала обратную связь, реакцию детей, и, да согласится со мной любой учитель, это было потрясающе.
На прошлой неделе я приблизительно то же самое записывала на телекамеру и… не чувствовала ничего. Мне некому было нести добро и прочие эмоции. Только информацию.
Пока, видимо, ощущая недюжинный напор общественности, силы тьмы отступили: первого сентября нам обещают и линейку, и прочие офлайновые школьные радости.
Но что будет после? Не получится ли так (страшно подумать), что тьма – это, наоборот, мы: учителя, закосневшие в старых догмах; родители, привыкшие к уже знакомой стабильности? Мы не хотим меняться? Нет, — мы не хотим меняться необдуманно.
Так какой же всё-таки школа достанется лет через 5-6 моему внуку? И будет ли она?