CqQRcNeHAv

Как мы творили легенду

Что такое легенда? Это основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии – так говорит нам всезнающий интернет. В эти дни вместе со школьниками Югры мы идём по следу легенд, сотворённых конкретными людьми и событиями в разные временные промежутки нашей истории. В проекте «В ПОИСКАХ ЛЕГЕНДЫ» уже приняли участие более восьми тысяч человек, мы вместе размышляем о перипетиях героев своего времени, параллельно ищем ответ на вопрос «Кому и зачем сегодня вообще нужна история».

Ольга Корниенко

автор проекта

 

Кадр из фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»

 

Отзывы участников проекта.

После просмотра фильма «Последний монолог» Юрия Вэллы:

…В человеческом имени есть огромная связь с землёй, на которой живут люди. Мы должны сохранить экологию, тем самым сохраним культуру, свой род, и не окажемся теми, кто уйдёт бесследно.

В романе Ч. Айтматова «Плаха» на примере волчьей семьи автор показал гибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и «человечными», чем «венец творения». Разве для такого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

Вокруг нас необыкновенной красоты природа, которую мы просто не замечаем, ведём губительный образ жизни по отношению к ней. С каждым годом люди всё безразличнее относятся к матушке-природе, которая дала им жизнь. Когда-то люди ценили каждый лепесток, упавший с дерева, но всё изменилось…

…Чем дальше идёт общество, тем больше меняются его ценности, но никогда не стоит забывать о своей истории, человеческой гуманности и природе. Если каждый будет делать что-то для экологии нашей планеты, то планета будет только процветать и существовать ещё очень много поколений.

Валерия Макшаева

10А класс, гимназия №2 г. Сургут

(руководитель Е.Н. Киселева, учитель истории и обществознания)

 

После просмотра я ещё долго думала о том, что все так просто и ясно, что не надо вступать в глубокие философские «замудрствования». Есть дом, есть семья, есть самое лучшее место на земле, где ты живёшь, есть любимые люди, есть память о предках, которая всегда в твоём сердце, и больше ничего не нужно. В этом и есть, на мой взгляд, ответ на главный вопрос:

ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?

Виктория Нигматуллина

11Д класс, Сургутская технологическая школа

 

Родная земля… Как много смысла в этих простых, на первый взгляд, обыденных словах! Чувствуете ли вы прилив сил и гордости, вспоминая о месте, самом близком сердцу? А когда становится тягостно, вспоминаете ли вы счастливые моменты, проведенные на Родине? Думаете ли вы о будущем родной земли? Болит ли ваше сердце за место, которое навсегда останется домом? Если это так, то вы с гордостью можете себя называть патриотом, человеком, всей душой любящим Родину.

Именно таким был поэт, публицист и общественный деятель Юрий Вэлла…

…Он призывает нас не забывать, кто мы, и благодаря кому мы стали теми, кем являемся. Нужно помнить свое прошлое, сохранять исторические корни и ценить свою Родину. Кем бы мы были, не имея этого?!

В заключение хочется отметить, что Юрий Вэлла – прекрасный пример высокоморального человека, настоящего патриота. Несмотря на активный технический прогресс, который полностью изменил наш образ жизни, каждый из нас должен суметь сохранить память об истории, культуре, традициях и обычаях своей нации.

Александра Фильчак

11Г класс, Сургутская технологическая школа

 

Проект «В поисках легенды» несёт в себе значительный культурно-образовательный потенциал: он позволяет познакомиться с историей автономного округа, понять особенности жизни, быта, мироощущения коренных её жителей, способствует воспитанию чувства сопричастности к той земле, на которой ты родился, живёшь сейчас, воспитывает любовь и уважение к малой и большой Родине. Фильмы Ольги Корниенко обогащают жизнь, демонстрируют лучшие образцы документального кино, воспитывают хороший вкус. Живое общение с этим человеком – лучший урок нравственности, активной профессиональной и гражданской позиции.

И. Н. Боголюбова
главный специалист Департамента образования и
молодёжной политики администрации г. Нефтеюганска

 

После просмотра фильмов «Шата — царь всея тайги» и «ТОНЬЯ. В поисках легенды» меня очень заинтересовали история и фольклор народов ханты и манси. Так уж сложилось, что в школьной программе содержится очень мало информации о традициях и истории коренных жителей нашего региона. Краткая справка о том, что народы занимались оленеводством, охотой и рыболовством, имели свой язык и религиозные языческие традиции, даёт весьма пространное понятие о жизни этих людей. Но, узнавая о преданиях, обычаях и отдельных личностях, пусть даже мифических, отношение к народам Югры меняется. Пусть они не имели письменности и долгое время жили общинно-родовым строем, но их самобытность, преданность своим многовековым традициям, бережное и мудрое отношение к природе вызывают глубокое уважение…

…Я очень благодарна создателям просмотренных фильмов. Они открыли мне новый неизученный мною мир, заинтересовали меня. После просмотра у меня возникло много вопросов, на которые хочется найти ответы, углубиться в изучение истории своего края, его коренных народов.

Мария Герб

9А класс, школа №3 им. А.А. Ивасенко, г. Нефтеюганск.

 

Во время авторской встречи в онлайн формате. Школа 2 г. Нефтеюганска.

Во время авторской встречи в онлайн формате. Школа 2 г. Нефтеюганска.

 

Я считаю, что нынешнее общество должно знать историю своей малой родины и делать выводы, чтобы не допускать ошибок в дальнейшем. Нужно писать книги, снимать фильмы, что Вы делаете. Ведь именно это начнет формировать у людей такие качества, как человечность, взаимопомощь.

Ваши фильмы воспитывают в людях патриотизм, любовь к своему краю. Герои этих фильмов построили тот самый мостик, чтобы мы шагнули вперед, в будущее. За это Вам спасибо!

Александра Калинина

9А класс, школа №3 им. А.А. Ивасенко, г. Нефтеюганск.

 

После просмотра сериала «Исторические Хроники Югры», эпизод «Шата – царь всея тайги» о Ефиме Кунине-Шатине:

…Мне точно неизвестно, как народы севера покорились новому руководству, ведь до этого момента их никто и не трогал, жили сами по себе. Это был стресс, от которого нам удалось отойти в результате колоссальных работ управленческого состава. Именно эти люди принесли нам свет и желание стремиться к чему-то новому. Это было чудо. На нашей территории произошёл скачок во всех сферах общества, только у нас отец мог пользоваться КАМЕННЫМ ТОПОРОМ, а сын стать инженером. Одно – два поколения различались в разы друг от друга. За такой малый промежуток времени Сибирь удалось «вклинить» в общемировую экономику с развитой инфраструктурой. Да, большевики навязывали своё виденье будущего, но разве это плохо? Наши учёные, лингвисты разработали уникальную письменность для всех народов севера, что способствовало сохранению культурного наследия каждого народа. При освоении Сибири было немало жертв, как человеческих, так и материальных, но какой прогресс бывает без крови. И я считаю, что эта жертва была оправдана! Мы сохранили свою культуру, самобытность и стали частью великого государства.

Павел Карпов
студент 2 курса нефтегазового отделения
многопрофильного колледжа
Тюменского индустриального университета.

 

…Я считаю, что насильственное переселение, продразверстка, репрессии для народов Сибири было проявлением негуманного, не толерантного отношения. Каждая народность должна была сохранять свои традиции, обычаи, свой язык. Советская власть этого не допускала. Я считаю, что это проблема, является причиной многих конфликтов, возникающих из-за гнета многих народностей.

Малена Лазорек

11 класс, школа деревни Шугур, Кондинский район

 

После просмотра фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»:

…В нашем обществе говорю сразу, он бы (Тонья, — примеч. автора) не выжил. Он привык дела решать силой. Да, он хотел свободы своему народу, да, он был полубогом, но это не значит, что он может себя возносить выше, чем он есть. Поэтому для кого-то он будет героем, но для меня нет.

Юлия Большакова

9 класс, школа деревни Шугур, Кондинский район

 

 

Мы живём на югорской земле. На земле ханты. Мы об этом и не задумываемся. К тому же, гордимся тем, что принесли в эти земли «цивилизацию». Нам комфортно жить в наших богатых северных городах, приятно ощущать себя причастными к европейской культуре. Но рядом с нами есть и другая культура, сохраняющая древние традиции. Культура уникальная, сложная.

Доводилось сталкиваться с пренебрежительным отношением и взрослых и детей к культуре ханты. Чего только стоят хотя бы одни анекдоты про ханты… А вот фильмы югорского режиссёра Ольги Корниенко раскрывают всю глубину и сложность хантыйской культуры. Несколько лет назад я посмотрела её фильм «Весна в Тресколье» и долго не могла отделаться от странного чувства: меня не отпускал вопрос, так ли мы живём, не в тупик ли завёл нас стремительный путь развития цивилизации. Кадры фильма запечатлели простую, неторопливую, несуетную жизнь представителей малочисленного северного народа, жизнь естественную, так гармонично слившуюся с жизнью природы. В отличие от ханты, мы отдалились от природы, стали по отношению к ней чем-то чужеродным и даже враждебным. Это путь неправильный, тупиковый.

Недавно в рамках проекта «В поисках легенды» был предложен для просмотра в школах фильм «Тонья». Само название, наверное, до начала просмотра ничего не говорило школьникам. В школах Югры на уроках истории и на внеклассных мероприятиях ребят знакомят с историей и культурой ханты, так что ученики имеют представление о быте, художественном творчестве этого народа (по крайней мере, могут узнать одежду ханты, орнаменты и др.). А фильм полностью погружает зрителя в мир хантыйских обычаев, преданий…

 

Кадр из фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»

 

…Благодаря волне увлечения фэнтези (и в литературе, и в кино), наши школьники лучше знают скандинавскую мифологию, чем мифологию народов, которые живут совсем близко. Ребятам известны имена Тора, Одина, Локки. А вот о Торуме слышали далеко не все. Что уж говорить о Тонье. Легенду об этом хантыйском богатыре, полубоге, к своему стыду, я тоже не знала и рада была услышать её в пересказе самих ханты…

… Топонимы хранят сведенья из легенды. И, когда мы узнаём о происхождении этих географических названий, древняя история словно оживает.

Фильм познавательный, он рассчитан на широкую разновозрастную аудиторию. Важно, чтобы как можно большее количество учащихся сургутских школ посмотрели как «Тонью», так и другие фильмы Ольги Корниенко, не менее интересные… Мысль о том, что нельзя идти против природы, прозвучит в фильме ещё один раз.

…Сами ханты говорят о том, что нельзя предать забвению предания. Чтобы дети ханты не забыли про Тонью, взрослые будут им рассказывать эту легенду. Тонья для ханты — символ дела предков, веры предков. «Если его покарал Всевышний, то мы будем стремиться не грешить, не совершать ошибок: жить в лесу и не губить природу», — говорит одна из героинь фильма.

Фильм получился не только очень познавательным, так как содержит сведения по истории Югры, но и важным с точки зрения воспитания нравственных ценностей, формирования бережного отношения к природе. Час экранного времени не пройдёт без пользы.

Татьяна Михайлова
учитель русского языка и литературы
школа № 12, г. Сургут

 

… Недавно мы смотрели фильм «ТОНЬЯ. В поисках легенды», и мы очень благодарны режиссеру и ее команде за большой труд и отвагу. Только из фильма мы по-настоящему поняли, что означает выражение «Югра – край рек и озер». Про болота мы знали, но такие красивые речные пейзажи мы видели впервые. А когда кадры сопровождаются песнями Веры Кондратьевой, то это просто завораживает. Вообще, такой удачный симбиоз разных жанров, героев, ландшафтов, древностей, которым за 300-400 лет и современности делает фильм очень запоминающимся. Просматривали некоторые места по несколько раз, чтобы вдуматься, записать их мысли… Хочется процитировать некоторые высказывания из фильма, прежде всего, консультанта, доктора филологических наук Ольги Балалаевой: « В древних бесписьменных культурах, к которым относилась культура таёжных цивилизаций обских угров, важные исторические события не записывались. Они запоминались. Они оставались в памяти носителей культуры. И носители культуры постоянно делали выбор: те события, которые казались им незначительными, отбраковывались и забывались. История силуэтом отражалась в предании, так же как и деревья отражаются в воде. Предание переходило от дедов к внукам, из уст в уста. Границы предания совпадали с границами культуры. Итак – событие накладывается на предание, предание накладывается на пейзаж – образуется культурный ландшафт…»

 

Кадр из фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»

 

Конечно, впечатляет и проводник, Егор Кинямин, юганский таёжный охотник, директор медиацентра общины «Яун-Ях», хранитель предания о Тонье, знаток местной земли и истории. Его так и хочется назвать современным Тоньей. Другой информант, Андрей Николаевич Ачимов, рассказывает так вдохновенно и интересно, что понимаешь, как эти сказания сохраняются сквозь века. И совсем ясно становится, когда слышишь об этом из уст О.Балалаевой: «Тонья, сформированный мифологическим преданием, превратился в символ, символ дела предков. Веры предков и защиты исконной земли предков. И, я думаю, в этом ключ к пониманию того, что это предание до сих пор бытует в этих краях, не обмелело».

Казалось бы, фильм — о Тонье, древнем мифологическом богатыре. Но возвращаясь к фильму, понимаешь, что он и о тех, кто старается сохранить культурное наследие народов Югры. А это совсем непросто. И Ольга Корниенко и ее команда среди них. Не ручаемся за точность, но слышали, что каждые две недели умирает один язык, а значит, исчезает еще один народ, мир становится более однообразным. Спасибо, Ольга, что вы спасаете живые краски мира!

Дана Гуссер

9Д класс, школа №32, г. Сургут

 

Своё знакомство с историей и культурой этого угорского народа я продолжила благодаря просмотру фильма «Тонья. В поисках легенды». Тонья-богатырь – это персонаж хантыйских легенд и в то же время реальный человек, живший четыре века назад и защищавший свою землю от захватчиков…

…Раньше я видела предметы хантыйского быта, постройки (например, лабаз), лодки, рыболовные снасти ханты только на картинках, а из фильма мои представления о жизни этого народа расширились.

Фильм и рассказанная в нём легенда учат, как надо любить родную землю. Нужно сохранять традиции, беречь духовное наследие, частью которого являются легенды, предания.

Ева Анцифирова

11А класс, школа № 12, г. Сургут

 

 

Если фильмы и всё, о чём говорится на этих встречах, вызывают такие отклики, придают хотя бы чуть-чуть уверенности в завтрашнем дне нашему молодому поколению, стоящему на пороге очень неустойчивого мира – думаю, что они создавались не зря. Поэтому тема героя своего времени, человека, умеющего принимать решения, нести ответственность за свои поступки, за людей, которые с нами рядом, будь то семья, род или всё человечество — очень актуальна сегодня.

 

 

Место истории в жизни молодого поколения.

— А зачем мне нужна ваша история? — именно с этим вопросом я столкнулся в 2016 году, когда впервые пришел на работу в школу после окончания университета. Как сейчас помню, какой холод повеял от этих слов, и как меня пронзил озноб, но держать удар нужно было, несмотря ни на что. Первые уроки истории во всех классах необходимо было посвятить именно этой дискуссии. Дети активно взялись за обсуждение предложенного вопроса, но все же в конце урока в глазах большинства учащихся было видно их безразличие. Почему же так произошло? Почему в мои школьные годы даже самый нерадивый ученик с радостью ждал уроков истории, где взахлеб вступал в дискуссию с учителем и одноклассниками, до дыр зачитывал учебники, выданные школьной библиотекой, и старался найти еще больше нового и свежего материала? Почему тогда изучение документов, просмотр кинохроник и проведение мероприятий, связанных с героической доблестью и самоотверженными поступками нашего народа, вызывали у всех слезы на глазах, а сейчас безмолвие и пустоту? На эти вопросы поможет нам ответить сама история.

В XX веке наше государство дважды очень круто сходило с дороги: в 1917 и в 1991 годах. Многие традиции были утрачены, а новые пока находятся на стадии формирования. Молодое государство, вступившее на новый путь развития и пытающееся порвать избранно с прошлым, не сформировало пока четкого вектора, по которому ему предстоит двигаться вместе с его гражданами. Еще в университете я заметил различие между нами, студентами 5 курса исторического факультета, и первокурсниками. Они пришли в педагогический вуз по остаточному принципу, не поступив на другие престижные специальности, чего даже и не скрывали. Отсюда мы и получили на выпуске учителя с не устоявшимися позициями в области преподавания своей дисциплины. Мы получили учителя, который хочет просто существовать спокойно, а значит, появятся точно такие же дети в школах, эта тенденция уже намечена, и, я думаю, никто отрицать этого не станет.

Каша в головах наших детей, вызванная атаками интернета, государственной пропагандой по федеральным каналам, альтернативной историей, теперь еще подкрепляется и качеством преподавания, и пассивностью родителей в этой сфере знаний. Статистика все это подтверждает. В 2020 году историю в качестве государственной итоговой аттестации выбирали 16.6% выпускников. Впереди — юные математики, физики, биологи… Наступают уже на пятки информатики и химики. Все больше дети уходят в те области, где испокон веков сложилась четкая модель, где царят правила, законы, формулы, теоремы, аксиомы, не требующие доказательств…

 

Учащиеся православной гимназии г. Нефтеюганска во время онлайн встречи, посвященной Юрию Вэлле.

 

… А ведь история в жизни молодого поколения очень важна. Она позволяет развивать критическое мышление и становится главным фундаментом построения гражданского общества в любой стране, тем самым выполняя важнейшую общественную роль. Надеемся, что историко-культурный стандарт, введенный в школах, деятельность российского военно-исторического общества, правильная подготовка студентов вузов исторического факультета, в конце-то концов, поднятие престижа профессии «учитель» позволит вернуть историю в жизнь молодого поколения. Вернуть не просто формально или на бумаге, а сделать по-настоящему для многих важным вектором развития. Ведь мы знаем точно, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, но и дважды в одну реку уже народ входить не хочет.

Ильнур Мирзаханов

учитель истории школы деревни Шугур, Кондинский район

 

Культурно-образовательный проект «В ПОИСКАХ ЛЕГЕНДЫ» посвящён юбилею Югры и в настоящее время реализуется на территории округа на средства Гранта Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в форме субсидии для социально ориентированных некоммерческих организаций региональной общественной организацией «Югорский Интеллектуальный клуб».

(Общее количество просмотров - 172 )
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий