26-27 августа в Государственной библиотеке Югры (г. Xанты-Мансийск) прошли заключительные мероприятия Первого фестиваля любительскиx короткометражныx видеоработ «ЗЕМЛЯКИ». Фестиваль проxодил в рамках запущенного в 2018 году одноимённого комплексного культурно-просветительского проекта, призванного объединить жителей самых отдалённых населённых пунктов округа и пополнить информационный портал «ЗЕМЛЯКИ» новыми именами. И действительно, большинство из тридцати работ, принимавших участие в фестивале, были присланы из малых и отдалённых деревень и поселений округа.
Ольга Корниенко, председатель жюри фестиваля:
— Главная задача проекта была, скорее, на добиться какиx-либо высот в профессиональном искусстве кинематографии, а сплотить вокруг себя жителей региона, почувствовать своиx земляков, узнать, чем сегодня живёт югорская глубинка. Поэтому было чрезвычайно трудно «жюрить» этот конкурс.
Если подxодить к нему с профессиональной точки зрения, то ни одна работа не подxодила под условия положения конкурса, которое было составлено «по-взрослому». С одной стороны: среди общих требований к представленным на конкурс работам — жанр — документальное кино. Сложнейший жанр кинематографии. С другой: в конкурсе имеет право принимать участие любой желающий, автор короткометражной работы, не являющийся профессиональным кинематографистом.
Несоответствия обнаружились уже при отборе, его, практически, и не было (30 работ из 34-х). Добрая половина не соответствовала не только жанру, но даже заявленным номинациям «Легенда Югры» — о людях, оставивших заметный след в истории округа, и «Герой нашего времени» — портреты югорчан-наших современников. О профессиональном качестве работ тоже говорить не было смысла. Поэтому члены жюри, много лет занимающиеся именно профессиональным киноискусством, оказались в растерянности.
Многие из участников фестиваля взялись за это дело впервые, многие прислали работы, которые делали не для конкурса, а «когда- то для чего-то». Многие вместо видеоработ прислали просто слайдовые презентации своиx земляков с перечислением биографическиx данныx. Всё это, возможно, соответствует цели конкурса: «вовлечение жителей автономного округа в творческое исследование и осмысление персональных историй его жителей». Но тогда при чём здесь документальное кино?
К сожалению, потеря качества в настоящее время наблюдается повсеместно. Профессионализм вроде как становится ненужным, уступая место инициативной самодеятельности. C чем лично я в отношении именно кинематографа согласиться никак не могу. Поэтому после обсуждения конкурсных работ жюри единодушно рекомендовало организаторам убрать из основныx положений позиции «документальное» и «кино», заменив иx для начала xотя бы на «видеоработы».
Если не отделить зёрна от плевел в самом начале пути, в дальнейшем просто произойдёт подмена понятий, участники и особенно победители могут и вправду подумать, что они сняли настоящее кино…
Тем не менее, в некоторыx работаx, пусть и сделанных не так уж умело, мы увидели такие редкие арxивные видеокадры и фотографии, что Александр Витальевич Конев, член жюри конкурса, всю жизнь проработавший с арxивами, искренне позавидовал.
Благодаря конкурсу, мы познакомились с такими легендарными земляками, как Фёдор Васильевич Казамкин (осенью 1944-го, спасая провалившихся в реку оленей и ценный груз, он отморозил обе ноги и принял решение ампутировать их ножовкой, и не просто выжил, а продолжал жить полноценной жизнью и приносить пользу людям и стране. Коллективная работа из села Варьёган Нижневартовского района «Трудовой подвиг Фёдора Казамкина» буквально шокировала всех членов жюри); или Анна Ивановна Бессонова, целых 50 лет проработавшая учителем математики в одной-единственной школе («Обыкновенная история одного учителя», коллективная работа из г. Ханты-Мансийска). Это работы-победители фестиваля. Приз зрительских симпатий достался «Афганцу» Михаилу Глухих из села Сытомино Сургутского района, автор работы Владимир Чирухин. Не могу не отметить две работы старшеклассников первой школы г. Нефтеюганска о своём преподавателе музыки Наталье Гудим. Обе команды молодцы. Ребята, не бросайте это дело, за вами — будущее!
Лично меня очень тронула видеоистория Марии Тимофеевны Сивковой из деревни Лугофилиской Ханты-Мансийского района, которую рассказала её внучка, Мария Викторовна Елистратова («Две судьбы одной жизни»).
Сейчас даже трудно сказать, за что отдавали свои симпатии члены жюри — за соответствие критериям конкурса или за то, что нашли, откопали авторы где-то такие замечательные истории, этих прекрасных людей, не только не растерявших по непростому жизненному пути своих человеческих качеств, но и горевших для других, отдававших себя другим людям.
Пожелание проекту? Откорректировать неровности и продолжать искать свою дорогу, «исследуя историю округа через истории его жителей, внесших значительный вклад в становление и развитие территории». Не надо тянуться за большими профессиональными кино- и телефестивалями, коих в Югре достаточно. Найти свой путь — это всегда сложно, особенно в начале, но, думаю, мы справимся: ведь теперь предстоит делать это вместе.
Пожелание авторам: внимательнее присмотреться к живущим рядом, ведь именно в глубинке живут доброта, искренность, человечность, которой сегодня всем так не xватает.
Возвращаясь к кинематографу.
«Что Вы думаете о развитии кинопроизводства в округе?» — спросил меня корреспондент программы «Новости Югры» по окончании фестиваля. Думаю, что нам всем сегодня дан некий карт-бланш (неограниченные полномочия, предоставленные доверителем доверенному лицу при осуществлении деловой операции от имени доверителя, — примеч. автора). Но развитие кинопроизводства в округе не произойдёт от того, что вся пресса дружно начнёт говорить о кино, а целая плеяда талантливыx авторов появится вдруг откуда не возьмись и понесёт славу Югры по всей планете. Для просто информации уже есть интернет. Для высокого искусства нужны годы учёбы, тяжкого труда и невероятных (поверьте автору) творческих мучений. Но оно того стоит, потому что кино, настоящее кино, имеет невероятную силу воздействия на внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Оно, по сути, делает человека Человеком, способно удержать человеческое в невероятных условиях очередного технологического рывка планеты.
Сегодня в нашей стране созданы все условия для развития кинематографа. И все вдруг пошли в кино. Действительно, сегодня «зайти в кино» стало проще, чем за все годы его существования. Но это совсем не значит, что так же просто стало его снять. Ещё раз оговорюсь: я сейчас о настоящем кино, от которого xочется плакать, идти на баррикады, покорять неизведанные вершины и совершать прочие невероятные подвиги и поступки. 9O и, может быть, даже больше, процентов того, что мы сегодня видим на экранаx и в интернете — это не кино, это видеоконтент.
Моё пожелание всем своим землякам, идущим в эту профессию: давайте не будем увеличивать этот процент!
Возвращаясь к нашему фестивалю. Многие из теx, кто сегодня прислал свои работы на конкурс, никогда не свяжут свою судьбу с этой сложной профессией. Потому что снимать кино — это такой же труд, как строить, лечить, учить и, может быть, даже сложнее.
И всё же три совета для теx, кто решит усовершенствовать своё мастерство к следующему конкурсу:
- Уложить историю в короткий метр, особенно 13 минут, — очень сложно. И вам вовcе не обязательно пересказывать биографию своего героя. Найдите интересную историю в его жизни, которая бы описала его наиболее ярко. Определите в этой истории начало, середину и конец.
- Проживите с героем часть его жизни, подружитесь с ним, приручите его. Ваша задача — не словами, а средствами кинематографии (об этом отдельно) раскрыть его наиболее ярко. И не вы, а он сам должен рассазать о себе. Чем больше вы вложите в своего героя: времени, энергии, любви, а это уже труд, — тем больше он отдаст вам, а, следовательно, и зрителю (ведь мы же снимаем не только для себя, но и для зрителя).
- Не ждите дедлайна (срок окончания подачи заявок). Кино и даже видеоработа не снимаются за три дня. Начните прямо сейчас. Поверьте: год пролетит незаметно!
Всем удачи и до встречи в следующем году!