В июле 2002 года в городе Ханты-Мансийске ушла из жизни Ева Шмидт, венгерский ученый-этнограф, длительное время работавшая на Казыме с хантыйским фольклором.
5-го июля 2022 года в Будапеште, в главном корпусе Исследовательской сети Этвеша Лоранда состоялось официальное открытие архива Евы Шмидт. Венгерский учёный большую часть своей жизни посвятила исследованию языка, фольклора и традиционных обычаев северных ханты и манси. В собрании принимали участие представители двух государственных научных учреждений страны: Венгерского исследовательского центра языкознания и Венгерского исследовательского центра гуманитарных наук. Поделиться подробностями мы попросили нашего земляка, Виталия СИГИЛЬЕТОВА, который также принимал участие в подготовке этого мероприятия.
— Программу подготовили коллеги Евы: старшие научные сотрудники Мария Шипош, Эстер Рутткаи-Миклиан и Марта Чепреги. В конце официальной части был показан фильм 2003-го года о том, как происходило опечатывание материалов, вскрытие шкафов и упаковывание вещей Евы, согласно её завещаниям, где всю процедуру выполняла Ольга Кравченко, сестра Татьяны Молдановой. Всё это сопровождалось комментариями тех, кто был рядом: Иштван Шанта, Эстер, Марта…
После показа состоялся круглый стол.
Днём раньше этому же событию посвятил своё мероприятие венгерский режиссёр, соратник Евы, Дьёрдь Халми.
В его программу были приглашены одноклассники Евы из гимназии, а затем колледжа, которые были рядом с Евой в самом начале её пути. Эти замечательные люди поделились историями из юности про неё, её увлечения, времяпровождения и судьбоносные моменты из их жизни и дружбы с Евой. Из этих бесед стали понятны наиболее важные моменты становления, формирования кругозора той молодой Евы, которую затянула мифология древних народов, сначала древнеегипетская, а 3атем и ханты и манси; как она решила и, главное, почему — заниматься языками, этнографией и фольклором.
Процесс обработки архива с научной точкой зрения и детальная обработка всей доступной и сохранившейся информации с множеством комментариев от самой Евы — достаточно серьёзное задание, так как коллегами Евы отмечено, что она никогда не допускала неточности и ошибок, что, в свою очередь, требует от тех специалистов, которые ежедневно сталкиваются с такой информацией, предельного внимания, аналитического мышления и большого багажа знаний из области разных наук, где первостепенную помощь оказывает финно-угроведение и владение уральскими языками. 20 лет ценнейший этнографический материал, собранный и частично обработанный ею, начиная с 1980-х по 2000-е годы на территории проживания северных ханты, был закрыт как для научного мира, так и для широкой общественности. Так решила Ева. Теперь запреты сняты, самой Евы уже нет, лицом к лицу столкнулись лишь человеческие интересы и материальный мир — кому и что достанется, какая работа будет сохранена, какие исследования будут поддержаны и продолжены, кто будет двигать дальше это колесо науки…
В период до 2023/25 гг. есть стратегический план развития событий и процесса обработки материалов Евы Шмидт, её данных, записей и множества неопубликованных работ. В Венгрии 2 научных лагеря будут это делать: лингвисты и этнографы.
А вот практическая часть этих сохраненных знаний лежит уже на наших плечах — на коренных жителях тех территорий, где работала Ева.
Насчёт Югры и тех носителей культуры, с кем работала Ева, мы узнали сейчас одно — запрет на 20 лет не распространялся на хантыйское и мансийское население, это подтвердила в своём выступлении Марта Чепреги.
Без сомнения, открытие и расшифровка архивов могли бы дать толчок некоей совместной работе венгерских исследователей и учёных и представителей коренного мира Югры. Это огромная работа на десятилетия, — считает Виталий. — вопрос в том, кто ей будет заниматься.
Юрий ВЭЛЛА
ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ ЕВЫ
Замечательному этнографу –
Еве Шмидт
О чем, кукушка, за туманом
Кукуешь?
О чем, журавль, за рекою
Курлычешь?
Кого вы, лебеди, за озеро
Кличете?
Уж не меня ли?
В тумане отыщу твои следы я,
Отброшу в сторону свои мечты седые,
И налегке,
Росы земной не прикасаясь,
Расправлю крылья облегченно,
С тобой прощаясь…Накуковала мне кукушка много лет,
Но обманула.
Накликали судьбу мне чудо-лебеди –
Я не поверила.
А то, чего накаркали,
Я уношу с собой…
Не сетую на долю,
И вы не плачьте.
Не жалуюсь,
Бог жалоб не принимает.
С тобой, река Казым,
Одной судьбой объединилась,
И в каждой капельке твоей
Я растворилась…
О чем, кукушка, за туманом
Кукуешь?
Кого вы, лебеди, за озером
Кличете?..
8 июля 2002 г.
д. Ясунт Березовского района